Сказка о бедном ягуаре. Бразильские племена.
Однажды охотился ягуар, охотился, а кролик и жаба сперли у него священный огонь – по верованиям южноамериканских индейцев именно ягуар был хранителем огня и от него огонь и попал людям. Рассказал о похищение огня ягуару добрый кузнечик. Расстроился ягуар и заплакал, но тут появился большой муравьед. Странно, но тема похищенного огня ушла в тень, и герои занялись несколько иными вопросами. Муравьед вызывает ягуара на соревнование по …, простите, испражнениям, кто больше накакает, а потом они сравнят. Но хитрый муравьед подменяет экскременты, присваивает, понимаешь, себе ягуарово "добро". И далее убеждает ягуара в том, что его ягуаровы экскременты состоят только из муравьев.
Странно, что ягуар ни о чем не догадался, и какие боги его в хранители огня назначили? Ягуар, чтобы взять реванш предлагает муравьеду пожонглировать глазами, но и здесь ему не везет, глаза муравьеда падают на место, а ягуара цепляются за ветки. Но муравьед, по всей видимости, находился в добром настроении (он же выиграл сразу в двух соревнованиях, а первое-то какое эпическое было!) и просит птичку макуко сделать для ягуара новые глаза. И птица делает их из воды, и с тех пор ягуар охотиться только ночью, ведь он потерял огонь, есть только сырое мясо (так как не может его зажарить), но зато никогда не нападает на макуко. Как он с тех пор стал относиться к муравьеду, миф не уточняет.
Вообще, часто в южноамериканских мифах встречается абсолютно дикая и необъяснимая непосредственность. Бессмысленные убийства, странные изнасилования и все это с зачастую совершенно нулевой мотивацией и без какой-либо морали и в итоге со странными выводами. А иногда и вообще без выводов.
Миф народа Шеренте (Бразилия, современный штат Токантис, реки Сону и Токантис) о Венере.
Венера (здесь в мужском роде) ходил между людских поселений в обличье очень больного человека со страшными ранами и язвами на коже. Все индейцы боялись и сторонились его, пока наконец один из поселян по имени Ваикаура не сжалился над ним и не позвал в свою хижину. Накормил, напоил, усадил на новую циновку и стал расспрашивать. Венера говорит, что заблудился. Ваикаура стал лечить дорогого гостя, промывать его раны и в этом ему помогала его дочь девственница (это подчеркивается в легенде), и Венера в результате выздоровел.
И спрашивает Венера индейца – «Чего ты желаешь?», Ваикаура не понял вопроса, и Венера уточнил – «Жить или умереть?». И объяснил, что Солнце сердится на племена, и грядет катастрофа, так, что пусть Ваикаура готовиться к тайному отъезду, но сначала пусть убьет и принесет Венере голубя.
Наивный индеец идет на охоту, приносит птичку, а Венера ему так, между делом, сообщает, что пока тот шастал где-то, Венера изнасиловал его дочь-девственницу, ни больше не меньше. Но готов, понимаешь, дать компенсацию. Но Ваикаура отказывается. Простота здесь как-то неприлично зашкаливает… Впрочем, как и странная логика папаши Ваикаура, который и не думает, возмущается происходящим, по его мнению, по-видимому, все нормально и так как должно быть. А Венера делает из голубы ковчег (наверное, это был очень большой голубь, с дракона ростом), на котором и улетает вместе с семьей Ваикауры. Странно, что не один улетел, я бы не очень удивился. А на деревню злого племени (которые не пускали в свои хижины бедного и несчастного Венеру) обрушиваются массы дождя, и те, кто не погиб от воды, умерли от голода и холода.
Подчас думаешь - а стоит ли искать смысл там, где его возможно и нет?
Мои статьи по данной теме:
https://zen.yandex.ru/media/id/5ece4e6f4ee7871db02386df/strannye-skazki-pervobytnyh-plemen-chast-2aia-5f0f3352d8c1107179506508
https://zen.yandex.ru/media/id/5ece4e6f4ee7871db02386df/strannye-skazki-drevnih-plemen-5efe3d7fd4cd2715b972690e