Найти тему

Предисловие

И. Н. Ронжин

Козулька

Документальная повесть.

Посвящается
50-летию Победы Советского народа
в Великой Отечественной войне
1941-1945 гг.


Я был свидетелем

неповторимых лет
наследником надежд,
участником свершений.
И пусть оставлю я
хотя бы малый след
для памяти за мной идущих поколений…

Дорогим моим родным: Нине Петровне, Николаю Кузьмичу Кочкиным. Дарствую вам, вашим детям, внукам на память поколению родословную семейства Ронжиных, как реликвию, историю неповторимых прожитых лет.

От автора повести «Козулька» Ронжина Ивана Никитича.
22 октября 1994года.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Абакумовка моя родная деревня, хотя в юношеские годы с родителями выехал, фактически я не расставался с ней. Всё оставалось родным, близким, добрыми воспоминаниями: о первых школьных годах, товарищах-одногодках, реке Пойме. Семья Ронжиных в деревне тесно породнилась с семьёй Немчаниновых, с годами родственные связи переплелись с Куклиными, Скурихиными, Кочкиными, Винокурцевыми. Родня приумножалась двоюродными братовьями и сёстрами, дядями, тётями, наконец, сватовьями, кумовьями. К сороковому, предвоенному году, родни было полдеревни. Наша семья поддерживала с ними родственные связи, оторваться от них равносильно было потерять родину. Великая Отечественная война принесла много горя и страданий нашему народу, не обошла она стороной родных. По первой мобилизации были призваны в Красную Армию все здоровые мужчины, старшего возраста – в трудовую армию. В деревне остались бабы да подростки, на плечи их легли все тяжести крестьянского труда. Выращивая на полях хлеб, часто сами оставались без него, полуголодными, полураздетыми, несли полунищенское существование. Кончилась Отечественная война во многие семьи в деревню не вернулись мужья, сыновья. Из нашей родни, в семье Петра Семёновича Немчанинова из пяти сыновей, воевавших на фронте, трое погибло в боях, защищая своё Отечество. В семье Фёдора Павловича Куклина, на фронте воевали все шестеро сыновей, четверо из них погибли в боях. Всего перенесённого горя, страданий не пересказать и не перечислить. В послевоенное время деревня заново стала возрождаться, колхоз крепнуть, зарубцовывались в семьях раны, казалось жизнь налаживалась, молодые семьи появились. Ан нет. Абакумовка была признана бесперспективной, колхоз «Свободный путь» нерентабельным. На глазах стала распадаться близкая и родная деревня, разваливаться колхоз. Вместе с ним распадались семьи, рушились родственные связи. Люди бросились в поиски работы и места пристанища, разъехались, кто куда смог. Остались в деревне престарелые солдатские вдовы, которым некуда было податься, да покалеченные солдаты, пришедшие с войны. И их с годами становилось всё меньше и меньше. Это была трагедия народа. В 1989 году ушла из жизни моя родственница двоюродная сестра Ульяна Савельевна Ронжина. Она замыкала нашу фамилию и родство, идущее от Аверьяна Алексеевича Ронжина, первого поселенца, приехавшего из России.На поминках чтили память покойницы, как человека большой души, несгибаемой труженицы. Где бы не работала Ульяна всюду преуспевала, в труде не уступала мужикам. В сенокос выкашивала на лугах по гектару травы, что не каждому мужику было посильно. В уборочную страду, на полях связывала за жнейкой по тысяче снопов пшеницы. Её жизнь по сей день остается для молодёжи образцом, своё трудолюбие передала по наследству своим детям, внукам. Хотя жизнь в деревне не была сладкой, прожитые годы вспоминали не отдалённо, они были наполнены радостью крестьянского труда.Сидевшие на поминках родные и близкие слушали и дивились воспоминаниям сверстниц Ульяны, многие не познали такого труда, и не знали прошлого из жизни старшего поколения, из родства дальше своего деда и бабушки. Расспросить теперь не было у кого. Глядя сейчас на развалившуюся Абакумовку вместе с ней и на развалившиеся семьи, потерянные родственные связи, невольно терзает себя мысль, а кому это надо было всё взъерошить, поломать сложившиеся годами устои десяткам сотен жизней людей. Станут ли духовно богаче люди? Счастливее ли будут жить внуки и правнуки? А может молодое поколение ещё трагичнее заглянет во внутренний свой мир. А не настанет ли время, когда уйдут из жизни родные, старшее поколение, не где и не у кого будет узнать, - «Чей, откуда родом ты». Задаваясь этим вопросом я решил для родных и близких родственников воскресить в памяти родословную. Не рассказать сейчас молодому поколению о ней, значило бы утаить, теперь уже историю своей деревни, своего родства. Я пытался воссоздать дерево жизни, за корень его взял семью Аверьяна Алексеевича Ронжина. Дерево жизни то бурно развивалось, то на время замирало, то развивалось односторонне. Разобраться в этих сплетениях без пояснений было трудно, в дальнейшем я отказался развивать его. Родословную стал излагать текстом в хронологическом порядке. В конечном это вылилось в рассказ о жизни людей трёх поколений, сменивших друг друга. Собранные материалы о родстве, личности, жизни людей, судьбы многих из них сложные, трагичные взволновали меня, остановиться на полпути я уже не мог. Обработав рассказ литературно появилась документальная повесть «Козулька». Повесть не претендует на законченное литературное произведение, она остаётся, как задумано для родных родословной. Я буду рад, если молодое поколение прочтёт и оценит повесть, как историю деревни Абакумовки, как реликвию социальных перемен в жизни людей глубокой таёжной деревеньки.

И.Н. Ронжин

Ангарск 1990-1993 г.