Зинаида Волконская, Елизавета Гилельс, Анна Есипова и Наталия Сац — настоящие звезды прошлых веков. Имена этих женщин были известны далеко за пределами России, их выступлений и постановок ждали любители музыки по всему миру. «Культура.РФ» рассказывает о творческом пути четырех выдающихся исполнительниц.
Зинаида Волконская, в девичестве княжна Белосельская, родилась в 1789 году в Дрездене, где ее отец, князь Александр Белосельский-Белозерский, служил посланником при Саксонском дворе. Мать Варвара Татищева умерла, когда девочке было лишь три года, а воспитанием и образованием Зинаиды и ее сестер Натальи и Марии занимался сам князь, известный меценат и очень эрудированный человек. Зинаида с детства увлекалась музыкой и литературой, а также пением: у юной княжны было прекрасное контральто.
С 1808 года Зинаида состояла при дворе королевы Луизы Прусской, где познакомилась с Александром I. Их искренние теплые отношения и трогательная переписка длились до самой смерти императора. Историки полагают, что именно Александр I из всех поклонников княжны сумел действительно покорить ее сердце, однако их отношения никогда не выходили за рамки платонической дружбы. А в 1811 году состоялся брак Зинаиды и состоятельного молодого князя — фильгель-адъютанта императора Никиты Волконского.
После свадьбы Зинаида с мужем и родившимся сыном Александром сопровождала Александра I в его европейских походах, и в каждом новом городе ее певческий талант — а также баснословное богатство мужа — привлекал все новых знакомых и поклонников. Волконская познакомилась с итальянским композитором Джоаккино Антонио Россини и с большим успехом поставила в Париже его оперу «Итальянка в Алжире», где исполнила главную партию. Позже она блистала в качестве исполнительницы на Венском и Веронском конгрессах и в 1817 году вернулась в Петербург уже знаменитостью.
В России Волконская впервые попробовала себя в литературе: писала романтические новеллы на французском языке. Литературный критик Степан Шевырев оценивал стиль княгини: «В ней врожденная любовь к искусству. О, если бы она в молодости писала по-русски! У нас бы поняли, в чем состоит деликатность и эстетизм стиля». Но спустя три года Волконская оставила Петербург и на несколько лет поселилась в Риме, где устраивала своеобразные «русские салоны» в своих резиденциях. В «римский кружок» княгини входили художник Сильвестр Щедрин, архитектор Константин Тон и другие отечественные деятели культуры.
В 1824 году княгиня поселилась в Москве, на Тверской. Ее жизнь была насыщенной: она пела в благотворительных концертах, изучала фольклор, историю Древней Руси. Как и в Риме, московский салон Волконской притягивал известных деятелей культуры и искусства: частыми гостями княгини были Василий Жуковский, Евгений Боратынский, Адам Мицкевич. Александр Пушкин, любивший бывать у Волконской, называл ее «царицей муз и красоты».
В декабре 1826 года Зинаида Волконская устроила прощальный вечер для жен декабристов, которые решили последовать за мужьями в Сибирь, и попала под пристальное внимание полиции. Княгиня перевела свой капитал на имя сына и вновь уехала в Италию, на этот раз навсегда. Ее римская вилла до конца жизни Волконской оставалась центром международной культурной жизни, ее часто посещали приезжавшие в Рим со всех уголков света художники, писатели и музыканты. Сама Зинаида Волконская последние годы посвятила благотворительности. «В течение почти трех десятилетий она являлась в Риме примером редкой добродетели, в особенности раскаяния и умеренности», — прокомментировала известие о смерти Волконской газета Giornale di Roma.
Авторы: Екатерина Тарасова, Алевтина Бояринцева