Найти в Дзене

Биография артистки Любови Павловны Косицкой

Любовь Павловна Косицкая.
Любовь Павловна Косицкая.

Въ 1845 году, въ одинъ зимній вечеръ, на Нижегородскомъ театръ давали драму Г. Беклемишева: Майко... театръ былъ полонъ, публика шумна... посреди этихъ равнодушныхъ и обычныхъ посѣтителей провинціальной суеты никто не обратилъ вниманія на молодую дѣвушку, скромно одѣтую, пришедшую въ театръ въ первый разъ въ жизни. Никто не замѣтилъ того глубокаго впечатлѣнія, которое иллюзіи сцены производили на молодое сердце, готовое восхищаться и страдать, радоваться и смѣяться вмѣстѣ съ дѣйствующими лицами. Никто и не думалъ, что простой вечеръ, провинціальный театръ, драма, можетъ быть, слабо исполненная, могли рѣшить участь и будущую судьбу молодой дѣвушки. Какъ бы то ни было, но, пришедши въ театръ простою зрительницею, молодая дѣвушка возвратилась домой актрисою въ душѣ, съ твердою рѣшимостію вступить на сцену... съ твердою рѣшимостію избрать себѣ трудную карьеру въ жизни; она не думала ни о препятствіяхъ, ни о трудахъ, она слѣдовала внутреннему влеченію, внутреннему голосу, который говорилъ ей: ты должна быть актрисой. Молодая дѣвушка, о которой мы говоримъ, была Г-жа Косицкая, теперь актриса Московскаго театра. Не сказавши никому ни слова, ни посовѣтывавшись даже съ своими родными, она заключила съ директоромъ театра контрактъ, и за ничтожную плату начала играть небольшія роли; такъ прошла зима... Лѣтомъ пріѣздъ Г. Бантышева оживилъ Нижегородскую сцену... назначили Аскольдову могилу и директоръ, замѣтивши въ Г-жѣ Косицкой талантъ и пріятный голосъ, далъ ей роль Надежды. Роль была сыграна съ успѣхомъ, и Г-жа Косицкая, почувствовавъ свои силы, рѣшилась оставить провинцію для Москвы, рѣшилась искать болѣе обширной сферы для своей

212

дѣятельности, болѣе блестящихъ успѣховъ... Съ этимъ намѣреніемъ она заключила контрактъ съ Ярославскимъ театромъ, гдѣ играла небольшія роли, ожидая съ нетерпѣніемъ той минуты, когда она будетъ въ Москвѣ и станетъ наслаждаться игрою артистовъ, громкія имена которыхъ были ей извѣстны.

Въ 1846 году Г-жа Косицкая пріѣхала въ Москву одна, безъ покровителей, безъ друзей, безъ знакомыхъ... и прямо отправилась въ театръ, отъ котораго ожидала всего... на театральномъ подъѣздъ она встрѣтила Г. Бантышева — единственное знакомое лицо въ цѣлой столицѣ; онъ проводилъ ее въ контору театра и представилъ А. Н. Верстовскому. Московскій Композиторъ попросилъ Г-жу Косицкую спѣть арію изъ Аскольдовой могилы и, замѣтивши въ ней голосъ, опредѣлилъ ее въ школу. Въ школѣ провела она цѣлый годъ, по утрамъ занимаясь пѣніемъ и музыкой, а по вечерамъ любуясь игрою Г. Щепкина и Г. Мочалова; такъ прошелъ годъ — цѣлая вѣчность для молодости, которая спѣшитъ жить... спѣшитъ испытать свои силы!..

Въ 1847 году Г-жа Косицкая рѣшилась просить позволенія дебютировать на сценѣ въ роли Параши Сибирячки... ей позволили — и вотъ молодая актриса, едва сыгравшая нѣсколько ролей въ провинціи, является предъ лицемъ московской публики. Огромность театра, новизна положенія, сотни незнакомыхъ лицъ смущаютъ дебютантку, она робѣетъ, первая сцена проходитъ тихо, слабо... но по мѣрѣ того, какъ развивается характеръ Параши, въ дѣйствіи является нѣкоторая увѣренность, приходятъ патетическія мѣста, сердце дебютантки глубоко сочувствуетъ представляемой ролѣ, являются неподдѣльныя слезы, голосъ получаетъ звучность и силу, жестъ — энергію... публика становится внимательнѣе и внимательнѣе, и по окончаніи акта, награждаетъ дебютантку единодушными рукоплесканіями и нѣсколькими вызовами. Дебютъ вполнѣ блистательный!.. Въ самомъ дѣлѣ, дебютъ Г-жи Косицкой былъ однимъ изъ замѣчательныхъ сценическихъ явленій послѣднихъ десяти лѣтъ. Съ перваго появленія на сцену объ ней говорятъ, объ ней спорятъ, объ ней пишутъ... Это не бездѣлица... Впрочемъ справедливость требуетъ сказать, что время, случайно выбранное ею для дебюта, было самое благопріятное. Н. В. Рѣпина сошла со сцены, П. И. Орлова оставила Москву, Мочаловъ болѣе не игралъ, драмы давались рѣдко... Вдругъ является пьеса, имѣвшая нѣкогда огромной успѣхъ; въ пьесѣ молодая дебютантка со всѣми признаками таланта, ея робость и неувѣренность выкупаются теплотою чувства, прекрасными патетическими мѣстами, простотою и натуральностію. . . все это обращаетъ вниманіе публики и заставляетъ слѣдить за развитіемъ ея таланта. Роль Луизы въ трагедіи Коварство и Любовь и дочери въ Отцовскомъ проклятіи упрочиваютъ быстро родившуюся извѣстность. Г-жа Косицкая привлекаетъ публику; публика становится къ ней благосклоннѣе и благосклоннѣе,— начинается полная артистическая жизнь со всѣми ея радужными цвѣтами и со

213

всѣми терніями. Послѣднее время Г-жа Косицкая хорошо исполнила роль Гризельды, и была очень замѣчена въ ролѣ Цыганки въ водевилѣ того же названія; но лучшая роль ея репертуара все еще остается роль Маріи въ Материнскомъ благословеніи. Здѣсь она постоянно прекрасна. Пьеса, упавшая сначала, выдержала до сорока представленій; цифра — прозаическое мѣрило таланта говоритъ за успѣхъ. Во время представленія этой драмы, театръ былъ постоянно полонъ, постоянно оглашался громкими и заслуженными рукоплесканіями, Г-жа Косицкая постоянно нравилась и постоянно умѣла вызвать слезу у самаго равнодушнаго зрителя.

Въ ролѣ Маріи Г-жа Косицкая у насъ не имѣетъ и не имѣла соперницъ; но одна роль не составляетъ еще актрисы, какъ одинъ талантъ не дѣлаетъ человѣка художникомъ. Талантъ дается природой, а усовершенствуется и развивается постоянной работой и трудомъ. Придетъ время, когда публика будетъ взыскательнѣе, когда она будетъ желать не одного чувства, а умной, отчетливой игры, умѣнья создать характеръ и выдержать его отъ начала до конца драмы. Удовлетворить этимъ желаніямъ можетъ только тотъ, кто постоянно трудится, кто постоянно совершенствуется. Надѣемся, что Л. П. Косицкая будетъ совершенствоваться, станетъ предпочитать правду похвалѣ, замѣнивъ намъ со временемъ Н. В. Рѣпину, сдѣлается украшеніемъ Московской сцены.

[Драматическій альбомъ съ портретами русскихъ артистовъ и снимками съ рукописей. // Изданіе П. Н. Арапова и Августа Роппольта. МОСКВА. Въ Университетской Типографіи и В. Готье. 1850, стр.211-213]

Подписаться на канал Новости из царской России

Оглавление статей канала "Новости из царской России"

YouTube "Новости из царской России"

Обсудить в групповом чате

News from ancient Russia

Персональная история русскоязычного мира