В 2018 году на Царские дни в Екатеринбург приезжал Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Он выступил на месте расстрела семьи последнего российского императора – у Храма-на-Крови, а после этого прошел пешком Крестный ход до Ганиной ямы – места, где были выброшены останки царской семьи.
В своей речи у храма патриарх сказал, что не понимает, как народ мог предать своего православного царя, что нынешнему обществу нужно учитывать ошибки прошлого, чтобы избежать из вновь, не допустить потрясений и революций.
Был в речи патриарха политический момент. Но главное другое – вопрос о расстреле семьи императорской семьи Николая II с конца 1980-х годов остается одним из самых острых в жизни современного общества.
Отношение к последнему российскому императору остается крайне неоднозначным, одни называют его Кровавым, другие Святым. При этом, Русская Православная церковь признает святость императора и его семьи из-за их мученической смерти, хотя сторонники церкви указывают и на обстоятельства жизни – царь был примерным семьянином, человеком добрым, умным и рассудительным.
Одним из первых в период заката Перестройки к этой теме обратился режиссер Карен Шахназаров. Он посвятил истории гибели семьи НиколаяII художественный фильм «Цареубийца», подойдя к вопросу обстоятельно и несколько непривычно.
Фильм у Шахназарова получился мистическим, а одну из главных ролей в нем сыграл голливудский актер Малкольм МакДауэлл. Впрочем, известных актеров здесь хватает – Олег Янковский, Армен Джигарханян, Юрий Шерстнев, Евгения Крюкова.
В фильме повествование о событиях страшной ночи на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге идет от лица «очевидца» - бывшего заключенного, который находится в психиатрической больнице. Спустя несколько десятилетий он называет себя цареубийцей. На его слова обращает внимание врач, который тоже становится «соучастником» тех событий.
В начале фильма показывают ползущую змею и звучат библейские слова о пирах Валтасара – приближается конец Империи, змея укусит, а на пепелище будет властвовать враг.
Режиссер через двух главных героев показывает: те, кто касается событий убийства царской семьи, не может остаться прежним. Безумие бывшего зэка, который вообразил себя цареубийцей, через него показан один из самых сложных и трагичных моментов русской истории. Второй герой – психиатр, который сначала заинтересовался необычным случаем с профессиональной точки зрения, а потом переживающий эту драму лично через самоидентификацию с императором Николаем II.
В это же время в самом императоре чувствуется нервозность и обреченность самого доктора, который становится душебольным. И царем, и доктором овладевает страх – из-за обреченности, из-за механических ежедневных одинаковых движений, ведущих к концу.
Семья царя специально представлена в фильме в образах «фарфоровых кукол» – их движения, заключенные в повторяющиеся алгоритмы, это «танцы на краю пропасти». И только в редкие моменты в царе и его семье можно заметить людей с их переживаниями – страх в глазах императора, дрожание руки с папиросой, шалости цесаревича за столом во время обеда.
Удивительно точно Карен Шахназаров показал эти последние шаги в пропасть – шаги семьи, шаги страны. И только два человека понимают – такое преступление не может уйти в историю просто так: кто-то все равно виноват. И осознавать этот груз вины, оставаясь в нормальном душевном состоянии невозможно.
Доктор и психический больной – это два «проснувшихся» человека, которые осознают тяжесть груза, лежащего на стране, на ее истории. Проходит 27 лет и вот уже патриарх на месте расстрела семьи императора говорит о том же.
Но во время съемок на месте расстрела был пустырь и одинокий крест, поставленный поле первых раскопок в конце 1980-х годов (вторые раскопки провели в 2000 году), а теперь – Храм-на-Крови, Царский центр с музеем, где хранятся вещи императора, его семьи и времен Первой мировой войны, которую сто лет назад называли Великой войной.
Также через главных героев режиссер показывает, что российская история безумна, и даже заразна, как психический недуг. И еще история умеет мстить, о чем и предостерегает Шахназаров.
И правда, вот уже 30 лет история с расстрелом царской семьи не отпускает общество, порой бросаясь в крайности – от безумных выступлений против фильма Алексея Учителя «Матильда», когда водитель грузовика с газовыми баллонами сначала молится в Храме-на-Крови на месте расстрела императора, а затем врезается на машине в кинотеатр «Космос», до безумного псевдостарца Сергия (по паспорту - Николай Романов), который много лет молится императору. А потом его отлучают от церкви за истязания детей в монастыре.
Что это – месть истории за то, что мы не умеем принимать ее уроков? Или же диагноз обществу, которое готово принести в жертву и царя, и себя просто так, просто, чтобы жить по-новому.
Фильм Карена Шахназарова – не попытка ответить на эти сложные вопросы, которые тогда только начинали ставить, а вдумчивое художественное рассуждение о том, как порой слепо общество в отношении своей истории, и как тяжело тем, кто прозревает.
Подписаться на канал «КиноНытик»