Найти тему
1520. Все о путешествиях

Что стало с вагонами Siemens, которые РЖД покупали для поездок в Европу, но в итоге пустили по России

Оглавление

Необычные вагоны габарита РИЦ (RIC) уже давно перестали удивлять активных пассажиров Российских железных дорог. В свое время перевозчик купил 200 таких вагонов, чтобы ездить в Европу, но был вынужден запустить их по России. Смотрим, что с ними стало.

Несмотря на отсутствие ковровой дорожки и занавесок на окнах, вагон габарита РИЦ РЖД изнутри выглядит весьма стильно
Несмотря на отсутствие ковровой дорожки и занавесок на окнах, вагон габарита РИЦ РЖД изнутри выглядит весьма стильно

Откуда в России маленькие вагоны

В большинстве европейских стран проложены железнодорожные пути шириной колеи 1435 мм. Соответственно, наши обычные вагоны, даже если при пересечении границы поменять им тележку, в тамошний габарит попросту не влезут (могут не вписываться в повороты, задевать строения и т.д.).

Чтобы решить эту проблему, у РЖД всегда был свой парк вагонов европейского габарита, который называется РИЦ. Эти вагоны меньше стандартных РЖДшных, и они вписываются в европейские размеры. Однако в концу 2000-х такие вагоны очень устарели.

В этой связи РЖД заказали Тверскому вагоностроительному заводу около 200 новых вагонов габарита РИЦ, которые тот произвел вместе с немецкой компанией Siemens, и в 2012-2015 гг они поступили в Федеральную пассажирскую компанию.

«Переход между сетями железных дорог с различной шириной колеи осуществляется путем замены тележек с использованием имеющихся объектов инфраструктуры на устройствах для перехода с одной колеи на другую (ППВ – Брест). Максимальная эксплуатационная скорость составляет 200 км/ч на колее 1 435 мм и 160 км/ч на колее 1 520 мм.
Вспомогательные элементы (раскладной мостик, выдвижные ступеньки, поручни) обеспечивают удобный и безопасный вход в вагон с платформ высотой 550 или 760 мм при ширине колеи 1 435 мм, а также с платформ высотой 200 или 1 100 мм при ширине колеи 1 520 мм. Салон вагона с каждого конца отделен от тамбура сдвижными дверями. Еще одна такая дверь установлена между зоной спальных купе и туалетами», – сообщала ФПК.

Однако, когда вагоны поступили в парк ФПК, отношения России с Евросоюзом заметно ухудшились, и оказалось, что в таком количестве они не нужны.

Столик-умывальник в вагоне габарита РИЦ ФПК
Столик-умывальник в вагоне габарита РИЦ ФПК

До ограничений из-за пандемии вагоны РИЦ ходили лишь в Париж, Ниццу и Хельсинки, хотя в Хельсинки могут ходить и обычные российские вагоны, поскольку в Финляндии ширина колеи не 1435 мм, а 1524 мм. На четыре миллиметра шире нашей колеи в 1520 мм – это в пределах погрешности.

На сегодняшний день из вагонов габарита РИЦ составлено немало поездов дальнего следования. Такие вагоны, например, ходят в одном из самых быстрых поездов из Москвы в Сочи – в фирменном поезде №101/102. Вагоны РИЦ активно используют и на Октябрьской железной дороге. В частности, в составах поездов №15/16 Москва – Мурманск, №3/4 и №27/30 Москва – Петербург, №81/82 Петербург – Белгород.

«Рабочая лошадка»

В прошлом году я уже рассказывал о поездке в таком вагоне на фирменном поезде №3/4 «Экспресс». Однако очевидно, что эксплуатация вагонов в составе фирменного поезда, который ходит шесть раз в неделю между Москвой и Петербургом, прямо скажем, не самая интенсивная. Мне было интересно посмотреть, как выглядят вагоны, которые более активно колесят по российским дорогам.

Для этого я выбрал поездку в нефирменном поезде №81/82 сообщением Петербург – Белгород. Этот состав находится в общем обороте с поездом №27/30 Петербург – Москва.

Вагоны, конечно, очень отличаются внешне от вагонов нашего габарита. Невооруженным глазом видно, насколько они меньше традиционных.

Вагон габарита РИЦ поезда №81/82 Петербург – Белгород на Московском вокзале Петербурга
Вагон габарита РИЦ поезда №81/82 Петербург – Белгород на Московском вокзале Петербурга

Кроме того, практически все надписи внутри и снаружи дублируются на русском и немецком языках.

Вагон габарита РИЦ поезда №81/82 Петербург – Белгород на Московском вокзале Петербурга
Вагон габарита РИЦ поезда №81/82 Петербург – Белгород на Московском вокзале Петербурга

Я ехал в середине недели, так что поезд был полупустой. В моем купе, кроме меня, не было других пассажиров.

Распашная дверь и карточки

Первое, что удивило. Поезд нефирменный, но на столе лежат карточки для доступа в купе снаружи. Дело в том, что в этих вагонах двери не сдвижные, а распашные. Когда дверь закрывается, то снаружи ее без карточки не открыть. Я неоднократно сталкивался с тем, что в поездах, где предусмотрены подобные карточки, их нет. Однако здесь они лежали в общем доступе. Для проводника это еще одна головная боль – чтобы карточки не украли на сувениры.

Доступ в купе вагонов габарита риц – по магнитным картам
Доступ в купе вагонов габарита риц – по магнитным картам

Судя по тому, что в моем восьмом купе лежали карточки от других купе, и они работали, я понял, что любой карточкой можно открыть дверь в любое купе.

Ключ-карты для всех четырех пассажиров
Ключ-карты для всех четырех пассажиров

Кстати, на распашные двери многие жалуются, что, мол, идя по коридору легко получить в лоб от пассажира, который захотел выйти из купе. Но с внутренней стороны двери есть глазок. Предполагается, что пассажир перед выходом в коридор должен посмотреть в глазок и, лишь убедившись, что никого не заденет, открывать дверь.

Необычный столик и странный умывальник

Внизу предусмотрено интересное решение – чтобы верхний пассажир мог пить чай, не оттесняя нижнего от окна, для него сделан второй столик, который откидывается из центра нижней полки. Не знаю, почему эта очевидно удобная «фишка» до сих пор не перекочевала в другие более новые вагоны.

Откидной столик в вагоне габарита РИЦ РЖД
Откидной столик в вагоне габарита РИЦ РЖД

Еще одно необычное решение – откидная подставка для подстаканника. Она есть как внизу, так и наверху. Стакан в ней стоит удобно и надежно, но я не очень понял, зачем эта подставка внизу, когда и так рядом есть столик. Ну, лишней не будет.

Подставка под стакан на нижней полке в вагоне РИЦ РЖД
Подставка под стакан на нижней полке в вагоне РИЦ РЖД

Кстати, что касается чая, то в этом вагоне нет титана, но в купе проводника стоит кулер, откуда можно набрать воду. А если нужен крутой кипяток, то проводник вскипятит чайник.

Самое неочевидное решение в этом вагоне – это умывальник, который расположен под откидным столиком. Он рабочий, но пользоваться им крайне неудобно. Представьте, в купе едет четыре незнакомых человека, и кто-то захотел помыть руки... Мало того, что нужно все убрать со стола, так еще и брызги полетят, и мыло будет пахнуть (которого тут нет, но вдруг кто-то возит с собой).

Я сколько не думал об этом решении с умывальником, так и не смог его объяснить логически. Представляю, как подорожал вагон в производстве и обслуживании из-за наличия этих умывальников. И насколько сложнее его убирать проводникам!

Возможно, умывальник в купе – это требование и привычка европейских железных дорог.

Умывальник в вагоне габарита РИЦ РЖД
Умывальник в вагоне габарита РИЦ РЖД
На одном канале в Дзене недавно увидел текст от пассажира такого вагона, который написал: сел в поезд, а там прямо в купе писуар. Надеюсь, дикарей все же не много среди пассажиров РЖД.

Но вот еще одна проблема – под столиком есть мусорка. Если в обычных вагонах весь мусор пассажиры выносят в баки в конце вагона, то здесь везут его с собой. Очевидно, что от мусорки может быть дополнительный запах (в моем случае его не было, хотя предыдущие пассажиры, которые ехали в моем купе от Белгорода до Москвы, покидали туда какие-то упаковки от еды, но сухие), а для проводника это дополнительные трудозатраты при уборке в каждом купе. Мусорку же нужно застелить пакетом.

Мусорный бак под умывальником в вагонах габарита РИЦ РЖД
Мусорный бак под умывальником в вагонах габарита РИЦ РЖД

Вы спросите, что делает подушка (на фото выше) между диваном и батареей. Это я ее туда засунул специально. Как только поезд отправился, батарея начала ужасно дребезжать, так что пришлось ее придавить подушкой. Впрочем, это был единственный изъян. В остальном техническое оснащение вагона было идеальным!

Климат, который не испортят проводники

Особенно я люблю эти вагоны за индивидуальную покупейную регулировку температуры воздуха. Сам я всегда ставлю ее на минимум, и получается идеальная температура для сна под одеялом.

Покупейная регулировка температуры
Покупейная регулировка температуры

Но даже если выставить максимум, температура не перестанет быть комфортной. Отдельное преимущество – воздуховоды, выведенные под окно. Таким образом, свежий воздух получают не только верхние пассажиры с потолка, но и нижние. Хотя я слышал мнение, что этот воздуховод сделан исключительно для того, чтобы не запотевало окно. Как бы то ни было, дышится в этом вагоне отлично.

Воздуховод под окном в купе
Воздуховод под окном в купе

Кстати, проводник в этих вагонах не может отключать вентиляцию, и она работает даже во время стоянки поезда, так что поездка остается комфортной в любом случае.

В целом мне нравится интерьер этого купе. Теплые цвета. Удобные полочки, сеточки. Наверху, правда, нет ниши для вещей верхних пассажиров. Приходится все убирать под нижнюю полку.

Купе вагона габарита РИЦ РЖД
Купе вагона габарита РИЦ РЖД

Зато сверху есть полочка во всю длину места для личных вещей, и это очень удобно.

Полка и сетка на верхнем месте вагона габарита РИЦ РЖД
Полка и сетка на верхнем месте вагона габарита РИЦ РЖД

В одном из туалетов вагона расположен душ. Судя по тому, что шторка влажная, пассажиры им с удовольствием пользуются. Пользование душем в таких вагонах ФПК бесплатное.

Душ в вагоне поезда габарита РИЦ РЖД
Душ в вагоне поезда габарита РИЦ РЖД

Табло показывает наружную температуру, время, занят или свободен туалет и температуру в вагоне. Меня всегда расстраивает, когда в поездах на железной дороге не могут установить правильное время. В данном случае часы спешили на четыре часа.

Табло в вагоне РИЦ
Табло в вагоне РИЦ

Я знаю, что есть люди, которые не любят эти вагоны. Их критикуют, что, мол, слишком тесные. За то, что нет места для вещей пассажиров с верхних полок. За то, что двери купе открываются наружу. За то, что нет титана.

Я же вагоны габарита РИЦ предпочитаю другим в первую очередь за отличную вентиляцию, приятный глазу дизайн и за то, что в них – 32 места, а не 36, то есть даже при полной загрузке в вагоне оказывается все же меньше людей.

И мне кажется, что вагоны отлично выдерживают испытания интенсивной эксплуатацией. Все работает, все исправно, все отлично!