В романе "Мастер и Маргарита" бесконечное количество символов. Воробей - лишь один из них, о котором мы сегодня поговорим.
Шеллинг говорил: "Художник вкладывает в свое произведение, помимо того, что явно входило в его замысел, некую бесконечность, до конца не доступную ни одному конечному рассудку"
В меру возможностей своего рассудка я представлю трактовку символа воробья в романе.
Воробей является спутником дьявола. Он вылетает из кустов за спиной Воланда, является профессору в результате проделок Воланда, а одна из заключительный глав так и называется - "На Воробьевых горах".
Не случаен его образ в совокупности с образом ласточки. Ласточка - символ добра, радостной вести. Она влетает в залу Понтия Пилата во время его рассуждений об Иешуа, символизируя дурное предзнаменование, которое не сбудется. Возможно, образ ласточки взят из библейского текста, а образ воробья в романе - из древней христианской легенды, так как контраст между ними в "Мастере и Маргарите" очевиден, а в библейской цитате они стоят совсем рядом.
"Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, говорит Премудрый царь Израильский, так незаслуженное проклятие не сбудется" Притч 26:2
" В это время в колоннаду стремительно влетела ласточка, сделала под золотым потолком круг, снизилась, чуть не задела острым крылом лица медной статуи в нише и скрылась за капителью колонны. Быть может, ей пришла мысль, вить там гнездо.
В течение ее полета в светлой теперь и легкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа по кличке Га-Ноцри, и состава преступления в нем не нашел."
Но как объяснить столь явный контраст образов воробья и ласточки в романе? Предполагаю, что он восходит к апокрифическим сюжетам. Существует древняя христианская легенда о том, как воробьи выдали своим чириканьем Иисуса. Существует еще одна легенда: воробьи приносили гвозди на крест Христа, а ласточки - уносили. Полагаю, эта история могла лечь в основу контраста птиц у Булгакова.
Спасибо!