Найти в Дзене
Павел Великанов

Собаки, кошки, кони, свиньи, все смешалось на картине. Господь сотворил животных. Зачем?

Святитель Василий Великий, объясняя основы христианской антропологии, не стесняясь сравнивает человека с животным. Человек — это животное, которое получило от Бога повеление стать Богом. Точно также, как человек должен прорваться сквозь свою вещественность, душевность, плотяность к духовному измерению, такая же задача стоит перед животными, стать качественно другими, когда рядом с ними появляется человек.

В книге Бытия человеку дается три заповеди: «Плодитесь и размножайтесь», «Храните и возделывайте Эдем» и третья заповедь — наречение имен животным. Но зачем Богу смотреть, как Адам нарекает именами те существа, которых он не создавал. Это занятие, вероятно, проявление глубинной сущности созданий Творца. Самая древняя и самая, наверное, замечательная игра, которая дана всем нам.

В момент, когда Адам нарекает животных еще до грехопадения, он не имел дебелого помраченного грехом ума. Он проникает в суть этих животных. Насколько мы сегодня, называя кота котом, собаку собакой, льва львом, это делаем? Поверхностно. Удивительно, но на протяжении всей истории христианской Церкви, мы видим животных где-то рядышком.

В Евангелии мы тоже встречаем животных. К примеру, ослик на котором Спаситель въезжал в Иерусалим. Образ псов, свиней. В I веке в Иерусалиме, безусловно, были животные и они участвовали в жизни точно также, как и растения, точно также, как и ландшафт и так далее.

-2

Мы до конца не понимаем тех связей, которые по сей день сохраняются между животными и человеком. Один из моих знакомых - большой начальник. Он верующий человек, работа очень тяжелая, выматывающая, требующая предельного участия, с высоким градусом ответственности. Я ему задал вопрос: «Скажите, а как Вы восстанавливаетесь, когда приезжаете измотанный с единственной мыслью, что все ужасно?» Он улыбнулся и ответил: «За долгие годы у меня выработался простой алгоритм снятия напряжения». Он садится на коня (у него есть конюшня) и на пару часов выезжает в поле. После этого нет никакого дискомфорта, никакого стресса. Казалось бы, бессловесное существо, как это может происходить? Теряюсь в догадках, у меня нет объяснения. Но могу предположить, что ключ в той мощи, которая повинуется человеку. Он признался, что лошадь слушается вовсе не команд. На спине лошади, причем лучше, чтобы без седла, вы сливаетесь с ней, вы превращаетесь в некое душевно-телесное единство. И лошадь понимает, что ты от нее хочешь. В таких вещах мы прикасаемся к глубинному, подлинному, что нашей техногенной, формализованной, холодной культурой вымывается, оно просто уходит.

А вот и мой герой
А вот и мой герой

У меня есть два кота. Один мейнкун, другой уже достаточно пожилой британец. Вечером мы с детьми читаем, поем молитвы. Он не просто приходит, он далеко не всегда приходит, когда мы вместе собираемся, но на молитву приходит постоянно.

Он приходит и начинает требовать, чтобы его взяли на ручки, чтобы он был наверху, чтобы ему было все видно и совершенно спокойно участвует. Это традиционная ситуация в нашей семье, которая повторяется ежедневно. Другой кот тоже приходит, но он никуда не просится, клубочком где-то свернется и лежит. Моя старшая дочь, особая любительница всех домашних животных, коты — это ее слабость. Она говорит: «Папа, не смей его называть толстым, он на тебя обижается, как ты это не видишь? Посмотри, видишь, он обиделся, он ушел от тебя». То есть она улавливает тонкие изменения в их внутреннем состоянии.

Афон.
Афон.

Возвращаясь к святым отцам. У кого-то я читал, что человек по отношению к животным был призван стать тем же, чем является Бог по отношению к человеку. Человек устремляется к Богу и становится другим, и призван тянуть за собой в том же направлении и неодушевленный мир — мир, который еще находится на гораздо более низкой ступени развития, нежели сам человек. В этом есть удивительное вдохновение, мир не статичен. Красивее всего это отражено у Льюиса в «Хрониках Нарнии». Мир четко разделяется на два больших блока — мир животных бессловесных и мир говорящих животных. Льюис, как профессиональный не только филолог, но и богослов, смог нырнуть в удивительную глубину — это не мифология, это что-то гораздо более правдивое, более настоящее.

Все то, что помогает человеку становиться лучше, открытее, добрее — правильно. Если дома появляется животное, которое требует ухода, требует внимания, выделения времени — это прекрасно. И оно отвечает по-своему. В этом нет ничего плохого, или греховного и это всячески можно только приветствовать.

«Ибо сказано в Писании: блажен муж иже тварь милует»

Сложно поверить, в то, что у животных есть разум? Одна монахиня рассказывала, как совершенно обычный домашний кот спас ее от смерти. Она в то время болела, были проблемы с памятью. По забывчивости она поставила пластиковую кастрюлю на электрическую плиту, и включила ее. Пластик начал плавиться, испускать огромное количество ядовитых выделений, от которых человек может умереть. Кот буквально ее вытащил из квартиры, ради того, чтобы спасти. Он начал на нее бросаться, начал на нее орать. Она никак не могла понять, что ему надо, ей не хотелось идти, и когда наконец пошла, поняла всю опасность происходящего.

Нередко люди спрашивают, как православная Церковь относится к посмертной участи животных. У животных есть такая же душа, как у человека, способная к вечной жизни и так далее… Но если положить руку на сердце, что такое душа, какова ее природа? Где проходит граница между духом и душой — это тема неоднозначная. У человека есть то самое божественное вокруг которого все выстраивается и в теле, и в душе, назовем это условно духом. Есть определенная невидимая часть нашей души, которая напрямую связана с телом, а дальше идут одни сплошные вопросы. Если мы такую же схему переносим на животных, именно в перспективе их возможного развития, существенного изменения их статуса в бытии, то получается, что участь животных, которые вошли в особую внутреннюю душевную близость с человеком, будет все-таки отличаться от тех животных, которые так и остались в отчуждении с человеком.

Посмертная участь животных напрямую связана с посмертной участью их хозяев.

Так ли это? Любовь, как таковая не может никуда исчезнуть, однажды зародившись в этой вселенной. Вспомним Ивана Алексеевича Ильина - образ чистого стеклышка, образ лучика. У нас нет ничего автономного святого, у нас нет какой-то самостоятельной, самобытной святости. Все лучшее, все светлое, что у нас есть, оно Божье, оно не нам принадлежит, и исходит не от нас, а от Бога. Значит, если между человеком и животным выстраиваются отношения диалога, когда они любят друг друга, почему мы смеем предполагать, что эта любовь, даже после смерти животного или нашей смерти также распадется, как молекулы физического естества. Думаю, Господу гораздо приятнее, когда мы любим наших животных и животные нас любят, нежели наоборот.

Фотограф Джоан Фонткумберта
Фотограф Джоан Фонткумберта

Мы жестко отсекаем весь мир от нашего человеческого сообщества. Это одна из искусственных интеллектуальных моделей. Есть социум, есть люди, которые находятся в отношениях друг с другом, а все остальное - другого, низшего, порядка. Такие вещи мог пропагандировать только человек, который живет в условиях городской среды. Человек, который живет на природе, понимает, что в жизни и животные, и погода, и природа тебя окружающая многое значат. Там подобные коллизии крайне редко происходят.

Переосвящать?

Нет никаких канонических запретов, препятствующих тому, чтобы животные жили вместе с человеком. Я встречал одно из постановлений Канонического корпуса православной Церкви, где сказано буквально следующее, что если путнику в дороге требуется некое животное для сопровождения, то он может вместе с ним остаться на ночлег в помещении храма. Кто бывал на святой горе Афон, поднимался на вершину знает, что такое Панагия — это с одной стороны место для ночлега, с другой стороны открытый храм, где можно укрыться от непогоды, где можно развести огонь, погреться. Так вот, это постановление допускает и разрешает ночлег человека вместе с животным, если оно необходимо для безопасности и для сопровождения человека. И нет в этом никакого ритуального осквернения.

Почему идея с ритуальным осквернением еще жива?

Понятие религиозности динамическое. Оно предполагает развитие — человек приходит в Церковь с одними представлениями, которые более близки к языческому магизму, постепенно перебраживает все это, изменяется его отношение к своим же собственным взглядам, потом он становится уже не настолько зависим от этих внешних форм, начинает понимать, что гораздо большее значение имеет внутреннее состояние, постижение. Первичным являются отношения между людьми, а не те формы, в каких это может реализовываться. Здесь то же самое. Откуда именно у русского человека появился этот суеверный страх перед собакой, как животным нечистым и оскверняющим?

Например, у греков я такого не встречал, чтобы священники в ужасе смотрели, когда дома у кого-то живет собака. Если в храм во время службы случайно забредет собака, его не переосвящают. Максимум, что делают — кропят святой водой, больше ради того, чтобы не смущались окружающие.

У животных есть очень важная черта для нашего современника — это внутренняя не лживость, не испорченность излишним интеллектуализмом. Они если любят человека, они его любят. Правильное отношение между хозяином и животным должно превратиться в резонанс. Как отношения между людьми, они должны выстраиваться, проходить через кризисы, и даже размолвки. Постепенное движение, если оно идет правильно, ведет к тому, что и животное становится другим, и что еще более важно — сам человек становится другим. И ради этого стоит держать животных.

Бытует и такое, когда свою кошку, или свою собаку, или в принципе животных любят больше, чем людей. Страшная вещь. Если домашнее животное является ступенькой от эгоизма к любви к другим людям — это прекрасно. Если это ступенька в другую сторону, значит, проблема в самом человеке. С животными выстраивать отношения гораздо легче, чем с людьми. И когда человек внутри себя страшно боится идти на риск, брать на себя ответственность доверия другому человеку, который может тебе сделать больно — без чего не бывает выстраивания нормальных и конструктивных отношений — конечно проще любить собак и кошек. Но это лучше, чем вообще никого не любить. Человек сознательно опускает свою планочку до того уровня, который он может перепрыгивать, или перешагивать без особых усилий.

«Идет охота на волков, идет охота»…

Церковь не относится плохо к охоте. Есть охотники и среди моих знакомых воцерковленных людей. При этом священникам охотниками быть нельзя. Я не могу себе представить священника, который где-нибудь в деревне занимается тем, что закалывает домашних животных.

История из жизни. Устроили облаву на волков, во время которой натягивают красные флажки. Они не могут переступить, для них это мощный психический ступор. И вот, матерый волк уткнулся во флажки — все. Волчица стояла-стояла, а потом взяла и перескочила. Но что было дальше! Она вернулась обратно и трижды его пыталась заставить перепрыгнуть через флажки. До тех пор, пока он это не сделал. После этого она повела его в селение, где их убили. Как мы можем это вместить? Попробуй пойми психологию животных, которая на самом деле существует.

-6

Факт взаимодействия между человеком и животным, особенно одомашненными животными подтверждает то, что эти отношения могут быть выстроены и могут происходить на очень глубоком уровне, которые, возможно, в предельном состоянии были у человека в Раю. Одно из предположений, почему отвернулись животные от человека, такое: они почувствовали, что он ниспал от Божественной славы. То есть, человек для животных — это как Бог был и в какой-то мере остается по сей день.

Не обижайте ваших домашних животных!