Найти тему
Опыт неопытного

Путь становления текстовика

Оглавление

Несколько советов для тех, кто хочет хорошо писать разные тексты и не знает, с чего начать

Сейчас я учусь на втором курсе вуза по направлению журналистика. Уже с восьмого класса я точно знала, что хочу стать пишущим журналистом. Создание текстов стало моим главным хобби. Я даже могу сказать, что у меня талант. Кто-то прекрасно танцует, кто-то играет на музыкальных инструментах, кто-то крут в спорте. А моей страстью стало писательство. И не только художественных текстов.

Сейчас я могу сказать, что при желании способна написать и лично отредактировать любой текст. Репортаж, очерк, роман, заметка, рассказ, лонгрид - я довольно свободно себя чувствую во всем этом. Но так, конечно, было далеко не всегда.

На своем личном примере я расскажу, какой путь проходят текстовики, стремясь к вершине своего мастерства. Естественно, сейчас я вряд ли даже на середине пути, но и до этой точки надо еще дойти. Мой маршрут повторяли многие люди, которые сейчас уже чувствуют себя уверенно среди миллиарда букв и кип исписанной бумаги. Так почему бы и вам не пойти по нему? Проверенный же вариант!

Читайте, читайте, читайте

-2

Я научилась читать в 4 года. Уже тогда знала "Мойдодыра" наизусть. В шесть лет я по приколу выучила "Бородино" полностью, просто потому, что мне понравилось это произведение.

И понеслось. От Носова до Драйзера, от Пушкина до Ремарка, от Замятина до Кинга. В поисках интересного для меня жанра я "проглотила" не одну тысячу книг. Я пыталась их считать, но уже на тысяче с чем-то сбилась. Я читала книги из библиотек, в электронном варианте, в печатном издании, брала у друзей и родственников. С книгой меня можно было застать везде. Метро, электрички, кафе, остановки, скамейки в парке, улицы, по которым я шла от одного парка до другого. Я читала во время скучных уроков, во время перемен, во время еды, перед сном, после сна, пока чистила зубы, пока ждала чего-то или кого-то. В общем, везде и всегда, при любом удобном случае.

Чем старше я становилась, тем более серьезными становились произведения, на которые падал мой выбор. Единственное, что не менялось особо никогда - моя любовь к гигантским книгам и масштабным произведениям. У меня книжная гигантомания. Чем толще и тяжелее том в моих руках, тем я счастливее.

Именно начитанность становится лучшей базой для развития писательского таланта. Мы, сами того не замечая, запоминаем как составлены тексты других авторов, выводим закономерности. Орфография, синтаксис, пунктуация, лексика и многое другое записывается нами в памяти, и вот вы уже спорите со своим учителем русского языка о правилах, работающих в ее же предмете.

Чем больше авторов и разных произведений вы прочтете, тем шире будет ваше знание о том, как вообще можно писать. У всех знаменитых писателей свой стиль, который можно перенять поначалу, а потом на его основе вырастить свой, единственный и неповторимый. Тут можно подумать о том, что огромное количество литературы мы читаем в переводе, а значит, не можем до конца погрузиться в авторский стиль. Но, как писал Жуковский, "переводчик в прозе - раб, переводчик в стихах - соперник", так что если вы любите читать прозу, а не лирику, то не стоит переживать за сильное искажение текста.

Краткий вывод о том, что мы имеем от начитанности:

  1. Автоматическое запоминание орфографии, пунктуации, синтаксиса, фразеологии и орфоэпии;
  2. Понимание того, как можно писать произведения определенного жанра (исходя из авторского языка), какими приемами пользоваться;
  3. Вывод о том, какие есть варианты построения сюжета, насколько нужно прописывать внешность и характер персонажей, по какой композиции строится произведение (касается в большей степени художественных текстов);
  4. Выведенные стандарты написания текстов с жанровой регламентацией: от допустимой лексики до объема (в большей степени касается журналистских текстов).

Пробуйте себя в написании разных текстов

-3

Мало быть начитанным и знать, как построено повествование "Войны и мира". Надо еще и самим попробовать написать что-то подобное. Может, не на 4 тома, конечно, но хоть на несколько страниц.

Лично я начинала с написания небольших приключенческих рассказов в тетради. Как сейчас помню, фанатела тогда от всяких подростковых романов про обычных ребят, с которыми постоянно что-то случалось. Отсюда и тяга к приключенческой прозе собственного сочинения. Мне было, от силы, лет 12. Я до сих пор храню эти тетрадки. Конечно, без смеха сейчас читать это невозможно. Но суть не в том, какими на данный момент мне кажутся мои первые творения, а в том, что уже тогда я решила перестать быть просто читателем, но и начать писать самой.

Приключенческие рассказы, научная фантастика и фэнтези, романтические рассказы - все это я пробовала писать. Некоторые из своих рассказов я считаю довольно неплохими.

Кстати, по секрету всему свету, я сейчас работаю над авторским сборником, который надеюсь опубликовать. Также у меня есть один законченный роман из предполагаемой дилогии. Второй том этой истории заморожен на неопределенное время, но и эти книги рано или поздно увидят мир.

Так что не бойтесь брать перо в руки (или садиться за клавиатуру). Если вы не попробуете, то никогда не узнаете, есть ли у вас писательские способности. А прожить всю жизнь и не успеть развить такой талант - довольно грустная перспектива.

Выходите на общественные платформы

Как только множество тетрадей уже исписано вашими произведениями или память компа забита до отказа, самое время проверить себя.

В интернете огромное количество форумов и сайтов, где любой пользователь может стать автором статей или полноценных художественных произведений.

Многие молодые люди выбирают для себя Ficbook. Я - не исключение. Свой "выход в массы" я начала именно там.

Мало того, что на платформе вы можете сохранять полную анонимность, так там еще и правила существования весьма свободные. Там вы можете писать о чем угодно. Ну вот прям вообще о чем угодно.

Не стоит думать, что на Фикбуке порнократия и сплошной жесткач, только потому, что обычно люди ходят на эту платформу именно за откровенной литературой. Это многосторонняя платформа с огромным количеством разноплановых авторов. Там можно найти как фанфики с рейтингом NC-21 (детальное описание эротических сцен, тяжелые переживания героев и их смерть, жестокость, нецензурная лексика да и вообще иногда полный комплект того, что слабонервным лучше не читать), так и полностью флаффовые сочинения с рейтингом G (теплые и добрые отношения между всеми персонажами, преобладание, а иногда и переизбыток позитива, разрешено для прочтения любой возрастной категории).

Если такая противоречивая платформа вам не подходит - добро пожаловать на Яндекс.Дзен! Вы и так уже здесь, судя по тому, что читаете мою статью. Но пишете ли вы сами? Если нет, то что мешает начать? Тем более, Дзен, в отличие от Фикбука, монетизируется и имеет более хорошую репутацию. Хотя, конечно, не уверена, насколько свободно тут себя может почувствовать автор художественных произведений и какие тут ограничения. Сама на Дзене совсем недавно и не до конца изучила правила платформы. Впрочем, ничего скандального и сексуально-откровенного я тут писать и не собиралась. Не тот антураж. Для такого лучше снова сходить на Фикбук.

Выход на общедоступные платформы позволит вам получить реакцию аудитории, их комментарии и отзывы, рекомендации. Может, вы даже заведете ваших постоянных читателей. Все это поможет скорректировать работу над текстами и понять, в каком направлении стоит двигаться дальше.

Пункт для тех, кого привлекает журналистика, или для экспертов в какой-либо области

Вам нравится создавать журналистские тексты? Вы прекрасно разбираетесь в политике, краеведении, экономике, агрономии или в чем угодно еще? Тогда попробуйте себя в качестве внештатного автора какого-нибудь СМИ.

Сразу лезть в крупные издания не стоит. Начните с чего-то более простого и доступного. У каждого более-менее крупного города есть своя районная газета или сайт новостей. Вы вполне можете пойти в редакцию и предложить свои услуги.

Если вы хотите писать новостные материалы, то до похода в редакцию стоит написать несколько статей о событиях вашего города и представить их в качестве своего портфолио. Если же вы считаете, что лучше вас никто не напишет о достопримечательностях вашего города, то вы можете попробовать себя в качестве автора рубрики обозревателя-краеведа.

Кстати, можно работать в СМИ и при этом не иметь журналистского образования. Достаточно только зарекомендовать себя как специалиста в чем-либо, найти издание, под чей формат подходят ваши знания, и стать в нем экспертом. Вот вам и реализация писательского таланта и публикации на страницах или сайтах средств массовой информации.

Еще до поступления на журфак я работала в районной газете своего города. Публиковалась в специальном приложении для молодых авторов. Но одна моя работа так понравилась главному редактору, что ее пустили на вторую полосу основного выпуска. Неплохо для начинающего журналиста без образования, я считаю.

Удостоверение, выданное мне в районной газете
Удостоверение, выданное мне в районной газете

Дальше текстовики могут пойти совершенно разными путями. Кто-то, как я, пойдет на факультет журналистики. Кто-то выберет литературный институт. А кто-то решит пойти учиться или работать на далекую от гуманитарных специальность и будет писать прекрасные произведения вне основной профессии.

История знает многих писателей, которые вовсе не получали специального образования. Жуль Верн был биржевым маклером, Льюис Кэрролл - математиком, Михаил Булгаков и Антон Чехов - врачами. Но это не помешало им прославиться на весь мир и увековечить свой талант во множестве литературных шедевров.

Так что не бойтесь пробовать себя в том, что вас интересует. Кто знает, может, мою статью только что прочел будущий великий писатель.