Елизавета Петровна (1709 - 1761 гг.), была дочерью и наследницей Петра I.
Она считалась для своего времени удивительной красавицей. На портретах Елизавета выглядит как сдобная булочка, и по ее формам многим кажется, что она была маленькой и толстенькой. Однако это не так. Императрица отличалась высоким ростом (быть мелкой ей было просто не в кого), стройной фигурой, очень белой и нежной кожей, и, главное, веселым, шаловливым и жизнерадостным характером. Еще она была рыженькая и хорошенькая, как куколка. Хотя и не безупречна по чертам своего лица. Все вместе это очень очаровывало - она умела и любила нравиться.
Ее правление, незаслуженно оставшееся в тени правления Екатерины Великой, было не таким просвещенным, но зато, впервые за, практически, века русской истории - легким, веселым, пропитанным духом ее безмятежного характера.
На трон ее никто не готовил. Учиться она не любила, зато обожала физические нагрузки - танцы, охоту, верховую езду и греблю (!))
Кандидат № 1.
Честолюбивые планы ее родителей, и прежде всего матери, Екатерины I, были нацелены на ее качественное и престижное супружество. А какая страна в Европе того времени была ориентиром для всех остальных? Правильно, Франция. Вот поэтому, единственное, чему хорошо обучали принцессу были танцы и французский язык...
По раскладу сил в тот период, союз с Францией был не выгоден для России, но Екатерина I, став императрицей, была готова пожертвовать интересами государства ради брака дочери. В 1725 году она, через дипломатические линии, осторожно предложила руку Елизаветы королю Франции Людовику XV. Были озвучены очень выгодные для Франции условия, и даже дано обещание о переходе Елизаветы в католичество.
Однако ожидать, что король Франции будет вообще рассматривать возможность брака с принцессой столь сомнительного происхождения, да еще и незаконнорожденной по времени своего появления на свет... Это было очень наивно и очень самонадеянно со стороны бывшей маркитантки, волею фантастического случая ставшей императрицей. Французы за оказанную честь вежливо поблагодарили, но решительно от предложения отказались.
Кандидат № 2.
Тогда Елизавету попытались вручить другому знатному французу - Людовику де Бурбону, герцогу Орлеанскому (1703 - 1752 гг.)
Он был тоже королевских кровей, причем и по отцу и по матери, сыном регента Франции при малолетнем Людовике XV, и, некоторое время, его наследником (пока у короля не родился собственный сын).
Его родная сестра описана мною здесь:
Да, герцог был выходцем из той же самой семьи. Однако отличался от остальной родни повышенной религиозностью, и вообще стремился жить в тени и покое...
Здесь тоже предложение с повышенно глубоким сожалением было отклонено, с тем дипломатичным объяснением, что герцог уже взял на себя другие обязательства...
Кандидат № 3.
На этом этапе произошло некоторое заземление и приближение к реалиям.
Елизавету стали очень расхваливать побочному сыну короля польского и курфюста саксонского Августа II от одной из его многочисленных любовниц, Авроры фон Кёнигсмарк графу Морицу Саксонскому (1696 - 1750 гг.).
Ему даже послали ее лучший портрет с заманчивым описанием: ...хорошо сложена, прекрасного роста; прелестное круглое лицо, глаза, полные воробьиного сока, свежий цвет лица и красивая грудь...
Про воробьиный сок - это не опечатка.
Мориц, однако, нацелился на брак с Анной Иоанновной, герцогиней Курляндской, в тот период уже вдовой, и тоже будущей российской императрицей. Там личико было попроще, но приданое на тот момент поинтереснее. Однако - брак тоже не состоялся. Воспоследовала отдельная, полная авантюрных приключений в духе времени история, но мы ее здесь касаться не станем.
Кандидат № 4.
Следующим женихом рассматривалась еще более скромная кандидатура - Карла Августа Гольштейн-Готторпского ( 1706 - 1727 гг.).
Анна, старшая сестра Елизаветы была замужем за его двоюродным братом. Сам жених обладал хорошей родословной и крохотным владением, в виде города Любека, князем - епископом которого он должен был стать после смерти отца, но на момент ведения переговоров о браке - еще не успел. Кстати, его родная сестра позже стала матерью Екатерины II. Не то, чтобы уж за совсем захудалого жениха были готовы отдать российскую принцессу - лишь бы сбыть с рук - просто по раскладу сил у Карла Августа имелась интересная перспектива сесть на трон Швеции, что, конечно, было приятнее Любека... Молодой человек на брак согласился. Поехал в Петербург. Познакомился с Елизаветой. Даже симпатия между ними возникла. Но... Не судьба была Елизавете сесть на шведский трон - жених прямо в Петербурге взял, да и умер.
В этом месте Елизавета расстроилась - уже приготовления к свадьбе начались - и такая незадача...
Кандидат № 5.
В ход пошли местные интриги. Поскольку четкого закона о престолонаследии в тот период не было, а наследников трона фактически было несколько - дочери Петра I от Екатерины I с одной стороны - и его внук Петр, сын опального и казненного царевича, ставший императором Петром II, с другой стороны - возникла мысль за этого Петра, то есть, племянника, Елизавету замуж и выдать. Чтобы разом все линии в один букет собрать и возможные будущие проблемы разрешить.
Пётр II Алексеевич (1715 - 1730 гг.)
Автор блестящей идеи, Остерман, учел все, кроме того, что православная церковь такие близкородственные браки запрещает. Кроме того, виды на Петра II имели и другие влиятельные семьи, жаждущие выдать за него своих дочерей и тем самым закрепить за своими потомками российский престол.
Из учебников истории мы помним, что битва шла между дочерьми Меншикова и Долгорукого, вернее, между влиятельными отцами девушек, и в итоге не победил никто. Но вот и Елизавета тоже невольно в процессе поучаствовала. С Петром II они дружили. Вместе ездили верхом, вместе посещали охоту. Петр слагал в честь красивой тетушки стихи (неуклюжие - но важен сам факт)
В итоге идея развития не получила - но нам важно, что она была.
Наконец, кандидат № 6.
Не выйдя замуж по чужим расчетам, Елизавета, по всей видимости, вышла по любви.
За человека простого происхождения, сына малороссийских крестьян, отличавшегося великолепным голосом, музыкальностью, красотой и приятным характером - Алексея Григорьевича Разумовского (1709 - 1771 гг.) Бракосочетание их, в наличии которого в свое время, были уверены совершенно все, состоялось тайно, скорее всего в 1742 году, когда Елизавета уже стала императрицей, и могла себе позволить не ориентироваться в выборе спутника жизни на презренную выгоду.
Вот так интересно происходил поиск кандидатов в мужья Елизаветы Петровны - первый замах был на короля Франции, а закончилось дело с простым крестьянским сыном. И, наверное, это действительно был наилучший вариант...