Найти тему
Блокнот географа

География вероисповеданий Российской империи в 1897 г.: православные и старообрядцы

В пятой и заключительной публикации в серии, посвящённой конфессиональной географии Российской империи по данным переписи населения 1897 года, речь будет идти о православных и старообрядцах.

Как известно, православие в России исповедовали не только этнические русские (носители «великоросского» языка в материалах переписи 1897 года) и даже не только традиционно ассоциируемые с православием другие представители «триединого русского народа» – украинцы («малороссы») и белорусы, среди которых после долгого нахождения в составе Речи Посполитой постепенно оказалось немало униатов-грекокатоликов и даже римо-католиков.

Так, с первого десятилетия XIX века в составе России находилась Грузия со всеми её историческими областями, населёнными преимущественно православными, с 1812 года – Бессарабия с её романоязычными молдаванами и тюркоязычными гагаузами. Немало в Российской империи было и православных греков – как греко-, так и тюркоязычных (урумы). На Кавказе христианство в его византийской традиции издавна исповедовала часть осетин и абхазов (в обоих случаях с сильным влиянием местных верований). Наконец, в православие были обращены и представители многих коренных народов Европейской и Азиатской части России – от саамов на севере до части калмыков на юге, от эстонцев-сету на западе до якутов на востоке. Все эти народы, усвоившие православие в разной степени, составляли пёструю картину православного населения Российской империи.

При этом, безусловно, главным православным народом страны были носители русского («великорусского») языка, что можно проследить на соответствующей карте, где выделяются два обширных ареала, где православных было более 99% населения – в Черноземье и на Русском Севере.

Православие было государственной религией империи, и его распространение пользовалось поддержкой со стороны власти. В этом отношении старообрядцы представляли собой полную им противоположность. Это была гонимая конфессия, география распространения последователей которой отражает постоянные процессы переселения их предков с одного места на другое и дробления на различные направления. В материалах переписи 1897 года группа, в которой учтены старообрядцы, официально именуется «старообрядцы и уклоняющиеся от православия», что означает, что формально к ней же отнесены и последователи прочих русских сект и направлений христианства – духоборы, молокане, хлысты и прочие. Стоит отметить, что до указа «Об укреплении начал веротерпимости» 1905 года оставалось ещё несколько лет, что означало полуподпольное существование старообрядцев и «сектантов», вынуждая их в ряде случаев записываться православными во избежание дискриминационных мер. В число православных в материалах переписи 1897 года включены также т. н. единоверцы – часть старообрядцев, присоединившаяся к православной церкви при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада.

Доля православных по уездам и округам по данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г.
Доля православных по уездам и округам по данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г.

При взгляде на карту распространения православия в Российской империи в 1897 году предсказуемо низким процент православных оказывается в Польше и Прибалтике. Не менее очевидными примерами традиционно «иноверческих» краёв предстают также Закавказье, восточная часть Северного Кавказа, Калмыцкая степь, Казахстан и Средняя Азия.

Рассмотрение остальной территории империи будет более предметным, если сделать акцент не на тех территориях, где православных оказывается большинство, а наоборот, на тех, где наблюдаются явные пробелы в непрерывной «ткани» православного пространства. Так, едва ли не сразу бросается в глаза Среднее Поволжье и Приуралье. Здесь доля православных ниже, чем на окружающих территориях — в первую очередь в силу мощного мусульманского присутствия (татары и башкиры), но частично и из-за большого количества некрещёных марийцев и удмуртов, доля язычников среди которых увеличивается при продвижении на восток – в Приуралье. Весьма интересно посмотреть на Казанскую губернию, территория которой представляет собой непрерывный градиент – от более 99% православных в Ядринском и Козьмодемьянском уездах до 38,3% в Мамадышском. Любопытно, что Ядринский уезд с 99,96% православных — и вовсе самый (!) православный уезд во всей Российской империи – при том, что более 90% его населения составляли чуваши.

Размытым православный ареал оказывается и в Нижнем Поволжье: в Саратовской и Самарской губерниях сказывается присутствие немцев-колонистов (лютеран, католиков, реформатов), на севере Саратовской губернии накладываются два компонента – мусульманско-татарский и старообрядческий. В практически моноэтничных уездах Центральной России меньшая доля православных, как правило, отражает повышенную долю старообрядцев. Типичные примеры – восток Московской («Гуслицы») и запад Владимирской («Патриаршина») губернии, север Нижегородчины, восток Псковщины, Калужская, северная часть Черниговской (Стародубье). Юго-восток Области Войска Донского – старообрядцы-казаки и калмыки-буддисты. Комбинация «старообрядцы+буддисты» также определяет сниженную долю православных в Забайкалье. В Азиатской части России выделяется повышенной долей православных Якутия.

Украинские земли чётко делятся течением Днепра на более православное левобережье и менее православное правобережье (напомню, что грекокатоликов (униатов) официально в конце XIX века в Российской империи не было вовсе). На правом берегу Днепра украинское православное население «разбавлено» иудаистами, частично римо-католиками и лютеранами (на Волыни). То же касается и традиционно православной Бессарабии. На белорусских землях православный ареал очень плавно, без явно выраженной границы, перетекает в католическую Литву.

В Грузии бастионом православия выглядит Кутаисская губерния – территория исторической Имеретии и Мингрелии. Западная часть Северного Кавказа, подвергаемая в конце XIX века активной колонизации русскими, украинцами, греками, представляет контраст с Восточным Кавказом.

Доля старообрядцев и «уклоняющихся от православия» по уездам и округам по данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г.
Доля старообрядцев и «уклоняющихся от православия» по уездам и округам по данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г.

География старообрядчества в Российской империи, как уже было сказано, коррелирует с местами, куда старообрядцы (до рубежа XIX-XX веков официально именовавшиеся раскольниками) вынуждены были переселяться под давлением официальных властей и православной церкви.

В самом центре Европейской части главные старообрядческие районы – на стыке Московской, Владимирской и Рязанской губерний, известные историко-культурные области Гуслицы и Патриаршина (Егорьевск, Бронницы, Орехово-Зуево), откуда вышли многие фамилии русских купцов и промышленников, в том числе известнейшая династия Морозовых.

Выделяются также Калужская губерния, север Нижегородской и юго-восток Костромской губернии, Стародубье (Новозыбковский, Стародубский, Суражский уезды Черниговской губернии), Латгалия (запад Витебской губернии или восток современной Латвии), Порховский уезд Псковской губернии, Вольский и Хвалынский уезды Саратовской губернии, Осинский и Оханский уезды Пермской губернии, юг Бессарабии (Буджак), запад Тобольской губернии, Алтай, Забайкалье, Приамурье. Много старообрядцев и среди казаков – Терских, Донских, Яицких (Уральских).

Основные районы расселения последователей т. н. духовного христианства (духоборы, молокане, субботники, штундисты и другие), не связанных со старообрядчеством «генетически», но причисленных к этой же категории в материалах переписи как «уклоняющиеся от православия», – Закавказье, где и поныне в Азербайджане и Грузии существуют молоканские селения, а также юг Украины (основной ареал распространения штундистов).