Другие статьи этой серии:
Страна истинных арийцев
Геноцид как способ ведения войны
Натиск на Восток
Знакомство мидян с цивилизацией
Легенда Востока – царица Семирамида
Лекарство от поражения – смена династии
Ассирийская гражданская война 746 — 745 г. до н. э. поколебала основы государства и привела к власти, снискавшего поддержку военных, Тиглатпаласара III. (Подробнее здесь: Лекарство от поражения – смена династии) Позднее он назовет себя сыном Адад-нирари III, но это скорее дань традиции, нежели реальность. Он сам не слишком распространялся по поводу своего происхождения. Сохранилось довольно большое количество текстов написанных во время его царствования. Но вопреки ассирийской и вообще восточной традиции, требующей перечисления всех сколько-нибудь значимых близких родственников, только в двух из них упоминается о его родственных связях с предыдущими царями. Современные исследователи предполагают, что он был членом правящей царской династии и занимал высокие должности при дворе или в административном аппарате, но в число наследников трона все же не входил.
Новоиспеченному царю было чем заняться и без составления фиктивной родословной. Ассирийская держава пребывала в состоянии мощнейшего кризиса, истощенная многочисленными войнами, не решившими никаких проблем. Провинции были опустошены и стремились к отделению. Даже могучая армия, столетиями служившая надежным инструментом для реализации амбиций ассирийских царей, была ослаблена разорением крестьянства и деморализована поражениями последних лет.
Тиглатпаласар ввел новое административное деление территории Ассирии. Прежние провинции и большие области были разделены на более мелкие территориальные образования. Их возглавляли уже не наместники из числа туземных царьков, а чиновники-ассирийцы, назначаемые царем и ему же подотчетные. Чтобы лишить наместников соблазна превратить управляемую область в свою вотчину, создать новый правящий род и отделиться от Ассирии, стало широко практиковаться назначение «областеначальников» из евнухов. Кроме того, в проблемных или «прифронтовых» областях обязанности наместников часто выполняли военачальники «в довесок» к собственным. Разумеется, все эти новшества от злоупотреблений властью не избавили, но от сепаратизма защищали вполне надежно.
Вопрос о заселении опустошенных войной земель решили довольно быстро и «в духе времени». Жители завоеванных территорий массово в принудительном порядке переселяются в Ассирию и ее провинции. Это мероприятие проводится организованно по заранее утвержденному царем плану. Людей перемещали вместе с их семьями, имуществом и скотом, перевозили даже статуи местных божеств. Угоняемых старались селить в регионы, как можно более отдаленные от их родины. Чтобы уменьшить вероятность восстаний, переселенцев размещали вперемежку с другими племенами. Языковая и этническая пестрота, вновь заселенных областей, препятствовала сплочению населения против ассирийцев и заставляла перемещенных усваивать арамейский язык в качестве общего разговорного языка.
Надо отметить, что ассирийцы не были помешаны на идее собственной «исключительности». Они адекватно относились ко всем народам и с готовностью принимали представителей других национальностей в свою среду. Например, в обществе Ассирии не вызывали отторжения межэтнические браки, а власти и вовсе их приветствовали. Так что возможность прижиться в новой среде у инородцев была, со временем все они ассимилировались в более-менее однородную массу ассирийских подданных. Практика массовых депортаций продолжалась вплоть до гибели Ассирийской империи. Число невольных переселенцев за это время исчисляется как минимум сотнями тысяч, максимальное их число оценивается историками в четыре с половиной миллиона.
Разумеется, эти преобразования были результатом усилий не только Тиглатпаласара. Будь он одиночкой, не смотря на все свои таланты и достоинства, повторил бы судьбу своих предшественников и остался в истории всего лишь одним из множества ассирийских царей. Даже самый гениальный правитель не смог бы единолично укротить зарвавшихся наместников, растаскивающих ассирийскую державу на части и справиться с натиском молодого и бурно растущего государства Урарту. Царю-реформатору необходима была поддержка единомышленников и влиятельных придворных групп.
Когда-то именно они привели Тиглатпаласара к власти, а после его воцарения стали его советниками и соратниками. Эти люди не стремились к саморекламе и остались неизвестными истории. Из всего «ближнего круга» сохранилось только имя Бел-даана, губернатора города Кальху – столицы Ассирии. Этот могущественный вельможа поддерживал Тиглатпаласара еще в период гражданской войны, а после победы стал одним из главных его сподвижников. Остальные «теневые правители» изначально, скорее всего, принадлежали к административной и военной элите царства, но не занимали высших должностей, это были руководители «второго плана». Не обладая могуществом и богатством крупнейших провинциальных правителей, они были тесно связаны с административно-командным аппаратом, а их благополучие напрямую зависело от успешности ассирийского царства в целом.
Ассирийское царство было огромным по территории и населению государственным образованием, состоящим из разнородных частей, отличавшихся по уровню развития. Поэтому для управления многочисленными провинциями и самой метрополией была задействована разветвленная бюрократическая система. Сам Тиглатпаласар и его единомышленники были продуктом этой системы, которая породила их в ответ на неэффективные действия правителей и высших сановников Ассирии при правлении Адад-нирари III и его сыновей. Это похоже на мистику, но развитая система управления, подобно живому организму, обладает способностью к самосохранению и регенерации, отторжению чужеродных или вредоносных элементов и сглаживанию неправильных решений и т.д.
Неизвестно, когда именно образовалась среди ассирийской правящей элиты группы управленцев, задумавших «оптимизировать» существующую систему управления государством. Но к моменту прихода к власти они уже сформулировали для себя «рецепты» лечения «болезней», поразивших ассирийское царство. Как и полагается «лекарству», оно было достаточно «горьким». Изменения в государственной политике Ассирии затронули миллионы людей. После войны с Северо-сирийским союзом было переселено более семидесяти тысяч человек, во время похода в Мидию - более шестидесяти тысяч, после похода на племена халдеев – более ста пятидесяти тысяч. А были еще походы против Израильского царства, против Дамаска, против Урарту, в них тоже захватывались тысячи пленных, которых перегоняли на новое место жительства. Как было сказано о захваченной добыче в одном из ассирийских «отчетов» после очередного похода в Мидию: «…5000 лошадей, а людей и крупного рогатого скота без счёта…»
Кроме тех несчастных, которых как скот перегоняли на жительство в чужие края, были еще тысячи «забритых» в армию и на принудительные работы. Были убитые в ходе ассирийских завоеваний и казненные в качестве устрашения. Как и всегда время перемен безжалостно ломало судьбы людей. Тиглатпаласар и его сподвижники проделали колоссальную работу, преодолели инерцию сложившейся государственной системы, совершили революционные перемены и заложили основу для грандиозного взлета страны.
Именно им выпала честь возродить военно-политическую мощь Ассирии и закончить формирование ассирийской империи, пришедшей на смену ассирийскому царству. История Тиглатпаласара и его «ближнего круга» может служить типичным примером влияния обладающих властью людей на исторический процесс. И вместе с тем нельзя не отметить, что создание империи – дело весьма грязное. А если внимательно посмотреть на историю царствования Тиглатпаласара, то и весьма кровавое, потому что империю мало было построить, ее еще надо было завоевать. Но об этом в следующий раз.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
Якобсон В. А. «Новоассирийская держава» в сборнике «История Древнего мира» / Под редакцией И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой.
"История Востока" т. 1 "Восток в древности"
«Древняя Ассирия» Мочалов М.Ю.
Другие статьи этой серии:
Страна истинных арийцевГеноцид как способ ведения войны
Натиск на Восток
Знакомство мидян с цивилизацией
Легенда Востока – царица Семирамида
Лекарство от поражения – смена династии