Найти тему
Практика Покоя

ОМАР ХАЙЯМ не был пьяницей

Доброго времени суток, дорогие друзья!
Многим из тех, кто знаком с творчеством этого персидского поэта, представляется образ вольнодумца, безбожника и материалиста и конечно же весёлого пьяницы, не лишённого скептицизма.

Но уверен на 100500% что это не так. И сегодня я попробую разрушить этот образ.

...он — гуляка, развратник, ханжа и лицемер; он — не просто богохульник, а воплощенное отрицание положительной религии и всякой нравственной веры...                                        (член-корреспондент Петербургской АН В. А. Жуковский об О.Хайяме)
...он — гуляка, развратник, ханжа и лицемер; он — не просто богохульник, а воплощенное отрицание положительной религии и всякой нравственной веры... (член-корреспондент Петербургской АН В. А. Жуковский об О.Хайяме)

Гийяс-ад-Ди́н Абу-ль-Фатх Ома́р ибн-Эбрахи́м Хайя́м Нишапури́ (перс. غیاث الدین ابوالفتح عمر بن ابراهیم خیام نیشابورﻯ), Ома́р Хайя́м (عمر خیام); 18 мая 1048, Нишапур — 4 декабря 1131, там же) — персидский философ, математик, астроном и поэт (Википедия).

Четверостишия этого без сомнения гениального поэта переполнены мудростью и насмешкой над серьёзным отношением к жизни. Впервые столкнувшись с его стихами, я нашёл их легкими и полными веселья и цинизма:
Вхожу в мечеть. час поздний и глухой.
Не в жажде чуда я и не с мольбой:
Когда-то коврик я стянул отсюда,
А он истёрся; надо бы другой.

Прочитав первый раз этот стих я подумал, что нужно было быть достаточно смелым человеком чтоб признаться в таком цинизме по отношению к духовным материям. И признаюсь даже улыбнулся, представив, как эти строки поразили современников Хайяма .

Прошло довольно много времени с тех пор как я первый раз прочел этот стих и кое-что в своей жизни я переосмыслил. Когда же эти строки снова встретились мне, то в глаза бросилась очевидная вещь. Может быть кому-то такая аргументация покажется натянутой, но посудите сами:

Когда-то коврик я стянул отсюда,
искатель духовной Истины как правило аскет и бессребреник, просто не имеет средств для самостоятельной покупки коврика. А коврик необходим для молитвенного упражнения. И взять коврик в месте которое предназначено для молитвы видится ему лучшим вариантом, чем стянуть, к примеру на базаре

А он истёрся; надо бы другой.

а то, что коврик истерся и срочно нужен другой, говорит о частом исполнении молитвенного подвига на протяжении долгого времени. То есть о праведности обладателя коврика! Но почему на столь благородный посыл надета маска цинизма?

ОМАР ХАЙЯМ БЫЛ СУФИЕМ? тогда становится понятна иносказательность и легкость, с которой благородство неустанного молитвенного подвига остроумно превращено в насмешку. Это тайный язык, позволяющий посвящённому увидеть за лёгкой бравадой наглеца тяжелый труд постигающего истину аскета.

Он — вольнодумец, разрушитель веры; он — безбожник и материалист; он — насмешник над мистицизмом и пантеист; он — правоверующий мусульманин, точный философ, острый наблюдатель, ученый...  он — мягкая натура, преданная скорее созерцанию божественных вещей, чем жизненным наслаждениям…                                                                        (член-корреспондент Петербургской АН В. А. Жуковский)
Он — вольнодумец, разрушитель веры; он — безбожник и материалист; он — насмешник над мистицизмом и пантеист; он — правоверующий мусульманин, точный философ, острый наблюдатель, ученый... он — мягкая натура, преданная скорее созерцанию божественных вещей, чем жизненным наслаждениям… (член-корреспондент Петербургской АН В. А. Жуковский)

Мне не пришлось долго искать подтверждение своей догадке. Стоило только начать поиск как стало понятно, что вино, так часто упоминаемое в четверостишиях этого поэта, означает нечто совсем не связанное с одурманиваем, а наоборот является вином Истины. А питие означает духовный поиск.

Помочь пробудить в человеке осознание собственной божественности и встать на путь духовного поиска и очищения вот истинное предназначение этих веселых на первый взгляд стихов.

-3

А вот как индийский йог Парамаханса Йогананда понимал путь к Богу, зашифрованный в стих Хайяма

Рано утром я слышу призыв кабака:
«О безумец, проснись, ибо жизнь коротка!
Чашу черепа скоро наполнят землею.
Пьяной влагою чашу наполним пока!»

Утро — рассвет мудрости, первые попытки разгадать тайну жизни.
Призыв — интуиция души.
Кабак — святилище внутреннего безмолвия.
Череп, наполненный землей— смерть.
Наполнить чашу влагой — исполниться осознания.

ДУХОВНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
«Я еще не вполне проснулся от спячки материалистического невежества и еще дремал на заре пробуждения мудрости, когда услышал голос интуиции. Моя душа взывала из святилища внутреннего безмолвия: „Оставь безумные мирские взгляды!
Лелей ростки истинной мудрости! Наполни чашу сознания пьянящей влагой божественной радости, пока твоя нынешняя жизнь не закончилась и череп не наполнился землей“.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ:
Когда человек еще не проснулся, но уже начинает ощущать духовное вдохновение, внутренний голос души побуждает его стряхнуть дрему, серьезнее относиться к мыслям о цели жизни и быть практичным: пока жизнь не подошла к концу, наполнить сознание истинным счастьем — божественной радостью.
Внутренний голос здравого смысла часто выводит человека из ментального ступора, побуждая собраться с силами и направить их на реализацию главной цели жизни. Однако человеческая природа такова, что, даже услышав этот голос, большинство людей год за годом продолжают влачить полусонное существование — пока не осознают, что жизнь подходит к концу.
Не оказавшись на пороге смерти, никто не хочет предпринимать решительных шагов для наполнения чаши своего сознания пьянящим вином духа, не решается пить этот эликсир, утоляющий жажду души, стремящейся к самому важному в жизни. День за днем следует с открытым сердцем пить обретенное вино сокрытого бочонка божественной радости.

__________________________________________________________________________________________

Спасибо за Ваше внимание и поддержку канала!
Надеюсь, что Вам было интересно и Вы сегодня узнали что-то новое.
И конечно же интересно как Вы считаете:


- стоит ли искать вторые и третьи смыслы за словами стихотворений Омара Хайяма ?
- и если это так, то какие иносказательные смыслы он вкладывал в такие частые для его поэзии символы как "вино", "чаша", "кабак" и другие ?

Подписывайтесь на канал и задавайте в комментариях ваши вопросы!