"Пойдем на концерт сегодня? В нашем ДК. Отрывки из оперетт" - "Пойдем. Только я как-то... не очень мне это близко..." - "Да я сам все это терпеть не могу и не понимаю ничего, но там мой друг сегодня поет, он нас и пригласил..."
Именно так в 2001 году я впервые оказалась в этом театре. Пока еще в качестве зрителя. Тогда он назывался "Оперетта на Калитниках" и руководила им со дня основания в 1979 году Ирина (Октябрина) Родионовна Сичкарева. Она же была режиссером-постановщиком, сценаристом и костюмером.
...В тот день меня захватило действие, происходящее на сцене - музыка, танцы, шутки, яркие костюмы. А, главное, - горящие глаза актеров. Признаюсь честно, театр я тогда не любила. Не понимала. Не понимала пафосной декламации, очень тонко чувствовала фальшь и неискренность, но здесь...
Здесь я с удивлением поняла, что актеры получают такое же удовольствие от происходящего, как и зрители. Из них просто била энергия, они наслаждались каждой минутой, проведенной на сцене, они сами верили в то, что делали и заражали этой верой зрителя. Пожалуй, именно это привлекло меня. Мне стало интересно, почему же они так не похожи на других актеров, которых я видела раньше из зрительного зала. И очень быстро я нашла ответ.
Почти никто из актеров не был профессионалом, почти ни у кого не было профильного образования, а сам театр был... любительским или, как он назывался официально - "народным". Сюда приходили самые разные люди, разного возраста, разного социального положения, но все они были увлечены общей идеей: они любили музыкальный театр, они любили оперетту и очень хотели выходить на сцену.
И "Оперетта на Калитниках" под руководством Ирины Родионовны дала им такую возможность.
Возможность в любую погоду после основной работы ехать на репетицию и заниматься любимым делом, пока охранник, уже поздно вечером не начнет выгонять из зала. Возможность откладывать дела и менять планы ради выступления на концерте или участия в спектакле. Возможность тратить свои деньги (иногда немалые) для того, чтобы самому (самой) сшить костюм.
Сумасшедшие. Или энтузиасты? Безвозмездно служить искусству и быть благодарным Судьбе за то, что она позволяет это делать - не каждый на такое способен...
Но вот что интересно: несмотря на то, что в театре играли (и играют) в основном не проессиональные актеры, уровень исполнения у всех очень высок. А ведь оперетта - это только в теории "легкий" жанр, технически он невероятно сложен. Петь как в опере, танцевать почти как в балете, играть как в драматическом театре - нужно уметь ВСЁ. И актеры народного театра справляются с этим превосходно.
...Время идет, но театр, сменивший название на "Оперетта на Таганке", несмотря на все сложности, не только не умирает, а, напротив, развивается, становится лучше, современнее. Расширяется репертуар, в который теперь входят и оперные спектакли («Кармен» музыкально -драматическая композиция (по мотивам оперы Ж. Бизе «Кармен»), «Директор театра» В.А. Моцарт).
Теперь театром руководит Владимир Варфоломеев, который также является педагогом по вокалу и ведущим солистом театра, а Елена Куфтырева успешно совмещает актерскую деятельность (ведущая солистка театра) с режиссерской, являясь бессменным режиссером-постановщиком театра.
Солисты музыкального театра «Оперетта на Таганке» – Лауреаты и Дипломанты международных конкурсов, ведут активную концертную деятельность, выступают на площадках города Москвы, принимают участие в благотворительных проектах.
Только посмотрите, каким теперь стал репертуар театра в настоящее время:
«Марица», «Баядера» И. Кальман,
«Директор театра» В.А. Моцарт,
«Летучая мышь» И. Штраус,
«Суд Париса или Прекрасная Елена» Ж. Оффенбах,
«Пиковая дама» музыкально-драматическая композиция П.И. Чайковский,
«Балтийское гордое море…» героическая комедия.
Мое мнение - это уровень не народного, любительского, а хорошего профессионального театра.
Дарить людям радость и ощущение праздника, отвлечь от суеты и позвать в мир чудесной музыки - просто потому, что не можешь иначе. Просто так. Не за деньги, а по велению души. Просто потому, что это - горячее желание, а не тягостная обязанность. Может, именно поэтому все спектакли театра такие искренние и правдивые?
Так чем же отличается народный театр от профессионального? Нет, не образованием или его отсутствием у актеров, как утверждает официальная версия. А потрясающим энтузиазмом всего коллектива и бескорыстным желанием служить. Служить Искусству.