Найти тему

Творческий портрет: от момента планирования и до обработки

Оглавление

Привет! Меня зовут Вета, я фотограф и ретушёр. Сегодня я хочу с вами поделиться темой творческого планирования: как ничего не забыть во время подготовки фотосессии, отснять все запланированные ракурсы и эмоции, выбрать действительно важные кадры, чтобы удивить зрителя! На самом деле, эта статья ориентирована на более широкую публику, а не только для фотографов - думаю, художнику или скульптору эта тема также будет полезна и близка.

В этой статье:

  • Планирование: самый трудоёмкий этап
  • Образ и реквизит
  • Локация
  • Съёмка
  • Обработка (постпродакшн)
  • А что после?

1. Планирование: "Что, кто, где и когда?"

Это самый трудоёмкий этап, ведь если изначально взять заезженную идею, весь проект обречён на провал. Я долгое время делала образы ради образов, это тоже важно, например, в качестве коммерческой рекламы, но мне нужно двигаться дальше, делать персонажей более осмысленными, детализированными. И я уже на верном пути:

Фото автора
Фото автора

Мораль, идея и цели

В 2020 году важно - бороться за внимание зрителя, и у творца есть 2 пути - творить в своём темпе и бояться, что о тебе забудут, либо выпускать частые, но слабые работы. Увы, 21 век - не только век Интернета, но и общество потребления, контент устаревает ещё на моменте...подготовки. Именно поэтому важнее смотреть шире, миксовать, удивлять. Многие в этом вопросе перебарщивают - творят в кадре треш, эпатируют на публике, но и таких людей я не осуждаю - это их личное дело.

Я долгое время была в категории "лучше чаще, иначе обо мне забудут", но теперь я наработала достаточное количество "своей" аудитории, которая действительно будет ждать моих новых трудоёмких работ.

Ответь на подготовительные вопросы, желательно письменно:

  • Идея, тема, которую хочешь донести до зрителя: _____
  • Эмоции, которые зритель должен почувствовать: ______
  • Поднимает ли твоя съемка какие-то этические вопросы или проблемы общества: _____ На самом деле, этот пункт вовсе не обязателен, но по моему опыту, зрителю "заходит" то, что откликается в его душе - проблемы экологии, права выбирать, чувство незащищённости. Негативная повестка дня - всегда цепляет, это вам любой журналист подтвердит. Но не следует злоупотреблять эмоциями людей - если ваши фото регулярно будут вызывать у зрителя негатив, он покинет вас весьма скоропостижно.
  • Моя съемка уникальна? Что её отличает от прочих: _____ Не расстраивайтесь, если не можете ответить на этот вопрос, ведь создать что-то уникальное, когда 99% уже создано и придумано до твоего рождения - весьма сложно. Попробуй вернуться к истокам и вдохновиться чем-то давно забытым, например, мифами и легендами разных народов или наоборот - современными фильмами/играми.
  • Кто мой герой/героиня? Из какой он/а эпохи/времени? В какой момент времени я хочу его/её запечатлеть? Что с ним/ней происходило до/после "момента фотографирования"? Чем он/а занимается в момент "сейчас" и где находится? _____
  • Локация, которая поможет раскрыться моему персонажу: _____

2. Образ и реквизит

После создания контекста и прообраза героя, следует приступать к детализации. Именно так, не иначе, ведь герой не может существовать в информационном вакууме. Не помню, кто сказал это, возможно, это было в очередном кинофильме на один вечер, но: "Чего касаемся мы, касается нас - в ответ", именно поэтому образ героя должен быть подкреплён окружающей обстановкой и наоборот...или, наоборот, мы создаём конфликт среды и действующего персонажа: зависит от идеи и цели.

Что мы делаем? Рисуем фейс-чарт, если требуется творческий или активный макияж. Не обязательно для этого иметь художественное образование - достаточно сделать это схематично.

Пример фейсчарта
Пример фейсчарта

Лично мне нравится такой вариант фейс-чарта: я просто печатаю его на листе А4 в горизонтальной ориентации. Справа пишу детали образа, косметические продукты, а справа - схематично рисую. Многие фейс-чарты имеют оба глаза открытыми, здесь же можно показать не только цвет глаз и губ, но и как будет выглядеть макияж при опущенном вниз взгляде у модели. На обратной чистой стороне я могу нарисовать силуэт и изобразить детали костюма, фасон, реквизит. Рисовать я не умею от слова совсем, но даже этот простой ритуал со схематичным изображением даёт осознание и более тщательное обдумывание будущего результата уже на моменте подготовки:

Не обязательно делать это на бумаге, ведь всегда есть фотошоп и иные графические редакторы, однако лично я выбрала традиционный рисунок, так сказать ручками - так я лучше чувствую материал. Иногда я рисую 5-10 вариантов одного образа и уже из них выбираю самый нетривиальный и гармоничный.

Итак, подведём итог:

  • Макияж
  • Причёска
  • Детали костюма
  • Одежда
  • Реквизит

3. Локация и референсы

Если вы планируете фотосъемку на природе или в фотостудии, необходимо заранее выбрать:

  • Время суток
  • Локации
  • Декорации
  • Погода и даже время года
  • Настроение и атмосфера
Статья об этом образе тоже есть на канале
Статья об этом образе тоже есть на канале

Естественно, имея за плечами 10-15 кг фотооборудования и реквизита невозможно прочесать несколько квадратных километров леса в кратчайшие сроки, поэтому либо вы выбираете уже знакомое вам место, либо приезжаете на локацию до непосредственно фотосъёмки заранее ...погулять. Выбрать локации, планы и фоны. Лучше с камерой и своим любимым/рабочим объективом, ведь глаз человека в отличие от камеры "видит" иначе.

После продумывания локации, например, закатное вечернее солнце, осенний лес, облачная погода и безмятежность, принимайтесь за выбор эмоций и референсов. Это могут быть картинки, фотографии других творцов, кадры из фильмов. Как их собрать вместе? Есть разные способы по созданию имидж- и муд-бордов - от коллажей до подборок и презентаций со слайдами. Лично мне не нравится идея коллажа, т.к. его нужно постоянно масштабировать, а это неудобно. Поэтому я обычно собираю всё на доске в Pinterest. Естественно, не всегда есть под рукой интернет, поэтому чаще всего я делаю подборку в виде архива\папки и сбрасываю в память телефона. Чтобы не распыляться, обычно я сохраняю 5-10 идей/референсов, которые я точно должна отснять, по пунктам, например:

  • крупный план, глаза смотрят вниз, отрешённость
  • в контровом свете на закате, печаль
  • на залитой солнцем дорожке\коридоре из деревьев, радость
  • ... и так далее

3. День съемки

Перед выездом на съемку необходимо проверить, всё ли мы взяли и ничего ли не забыли. Со мной был случай, когда я забыла...аккумулятор от камеры. Хорошо, что эта история закончилась благополучно. Помимо необходимых для съемки реквизита и декораций, техники, необходим огромный перечень вспомогательных вещей. Об этом я уже писала и не буду повторяться.

Для начала, работаем с техническими настройками камеры: ISO, диафрагма, выдержка, затем - делаем тестовые кадры, ищем свет, снимаем по референсам. Когда я отсниму "базовые" кадры, я принимаюсь за эксперименты и иные безумства, если остаётся время. Я ищу необычные ракурсы, новые эмоции, новые для себя позы. Да, можно экспериментировать и с первых кадров, но это не гарантирует вам результат.

После - обязательно убираемся на локации, забираем весь мусор, особенно, если проводите фотосъёмку на природе. Планета - наш дом!

4. День отбора и ретуши или Великий и Ужасный Постпродакшн

Постпроизводство, также используется англицизм постпродакшн - этап производства кино, радиопередач и прочих видов цифрового искусства, следующий за съёмкой или записью отдельных сегментов работы

Другими словами, для фотографа это - отсеивание брака, отбор кадров и их обработка, монтаж видео, бэкстейджей (короткий ролик "за кулисами"). Я всегда снимаю сериями, т.е. делаю повтор одной эмоции/позы/референса, чтобы выбрать наилучший по свету, позе, мелким деталям, фокусу. Иногда 1 градус и одна прядь волос может лишить судьбу всего кадра!

1. Импорт съемки на компьютер. Технический брак (расфокус, модель вне позы, смаз) удаляю почти сразу, лишь иногда сохраняя забавные снимки в виде ожидание/реальность. Людям правда необходим смех, в первую очередь, над самим собой

2. После отбора технического брака и дублей, создаём резервную копию на другом диске или в облачном хранилище

3. Бывает такое, что кадры сняты в разное время, на разных локациях, но поза и эмоция совпадает. Нужно выбрать наиболее выигрышный вариант. Дубли и неудачные попытки - удаляем*

Фото автора
Фото автора

*Пункт 3 можно делать до или после пункта 2, в зависимости от предпочтений. Я часто сомневаюсь в выборе ракурсов, поэтому делаю это после архивации - с возможностью восстановить то, что удалено. Иногда можно не заметить мелкую деталь, которая портит всё впечатление, но на удалённом дубле она отсутствует. Иногда дубли нужны для коллажирования, например, кадр выше собран из нескольких (10, если мне не изменяет память):

4. Когда осталось 2-5 самых лучших кадров из серии, принимаемся за обработку - проявка, ретушь, цветокоррекция

5. Выбираем главный кадр-обложку, создаём коллажи, диптихи и триптихи, если нужно. Монтируем бэкстейдж, если есть, собираем это в пост и вы великолепны!

5. Работа окончена и вы великолепны...но всё ли это?

Что может быть важнее самой работы и конечного результата? Отзывы! Понятное дело, что не стоит прислушиваться к каждому мнению, ведь так можно потерять себя. Вы, в первую очередь, творец! И вам решать, какой должна быть работа, какой посыл, но всё же: поняли ли зрители всё правильно?

Изучите реакцию ваших зрителей, что они говорят? Со смирением примите не только положительные отзывы, но и конструктивную критику. Не заостряйте внимание на субъективном мнении, оскорблениях личности и негативных оценках без прикрепления фактами ("Аффтор, выпей йаду" и прочее) - увы, люди в интернете пишут всё, что им вздумается, в силу своего скудоумия и невоспитанности.

Но факт: в любой работе найдутся ошибки и моменты, которые необходимо учесть на будущее. Если сложно найти свои недочёты самостоятельно, попросите совета у аудитории, прислушайтесь к советам, которые находят отклик в вашей душе, и вновь принимайтесь за новый проект!

Творческих успехов!