Неоэкспрессионизм, в очередной раз акцентирующий внимание на спонтанном выражении чувств, возвращается к оригинальному экспрессионистскому движению, существовавшему в Германии в начале ХХ в. Как новое направление в живописи в начале 1980-х гг. он стал доминирующим главным образом в Германии, США и Италии и рассматривался как реакция на сдержанность концептуального искусства и минимализма.
Ключевыми особенностями неоэкспрессионизма являются грубая, сырая манера письма, упор на человеческую фигуру (зачастую изображаемую в искаженной, иступленной манере) и заимствование образов из всех возможных источников – от газет до индийской мифологии.
Неоэкспрессионизм первоначально возник в Германии в 1960-х гг. Георг Базелиц (р. в 1938), один из ведущих представителей этого движения, учился живописи в Восточном Берлине, после чего переехал в 1957 г. в Западный Берлин. Его картины отличаются жесткостью, мощью, вызывают ощущение беспокойства.
Он тяготеет к человеческим фигурам, животным и элементам пейзажа и часто пишет их перевернутыми, чтобы освободить от изначального значения и навести на мысль об отчужденности. Другие немецкие художники, такие как Ансельм Кифер (р. в 1945), более откровенно намекали на политические реалии Германии в период, предшествующий ее объединению. Родившийся в конце Второй мировой войны, Кифер создает огромные композиции, в которых неявно, символически обращается к прошлому своей страны, создавая полное ощущение реальности ландшафта благодаря выбору материалов, таких как солома, кровь и свинец.
В Италии неоэкспрессионистский импульс прослеживался в беспокойной манере Сандро Чиа (р. в 1946) и Франческо Клементе (р. в 1952). В ностальгических работах последнего присутствуют примитивные и романтические образы, почерпнутые из восточной философии и религии. В Америке неоэкспрессионистское движение активно развивалось благодаря ажиотажу на художественном рынке. Например, монументальные, театральные работы Джулиана Шнабеля (р. в 1951), в которые были вмонтированы керамические осколки, покрытые густыми слоями краски, продавались за рекордные суммы.
До 1966 г. американец Филипп Густон (1913– 1980), более серьезный художник старшего поколения, работал преимущественно в стиле абстрактного экспрессионизма. Он начал привносить фигуративные элементы в свои работы, идеи для которых заимствовал в андеграундных комиксах и массовой культуре, объясняя это так: «Она [абстракция] – это побег от “сырых”, примитивных чувств к миру – и нас в нем. И к Америке». Для последующих работ Густона характерен типично неоэкспрессионистский подход. В создаваемых им образах, напоминающих мультипликационные, присутствует ощущение недолговечности, отчужденности и черного юмора, что отражает его взгляд на современную городскую жизнь.