Пожалуй, это один из самых интересных вопросов "изнанки" Формулы 1. Точными цифрами обладают только сотрудники финансовых департаментов команд, но всё же некоторая информация о стоимости частей болида через сотрудников и представителей команд просачивается в прессу, обсуждается в кулуарах и публикуется в интернете.
Конечно, стоит отметить, что не существует понятия покупки гоночного болида Ф1, это запрещено правилами. Команды буквально по крупицам собирают свои машины, производят тысячи разных компонентов, от передних крыльев до болтов крепления кожуха двигателя, и именно из них складывается финальная стоимость.
В этой статье я постарался собрать в открытых источниках примерный порядок цен на компоненты, описать их ценообразование и сложить всё это в итоговую цифру, которая ответит на вопрос "сколько же стоит болид Формулы 1?".
Итоговая таблица со стоимостью будет в конце статьи.
Двигатель
Давайте сначала опишу, какие нынче двигатели устанавливаются на болиды. В современной Формуле 1 используются шестицилиндровые двигатели V6 объемом 1.6 литра с турбонаддувом и углом развала цилиндров 90°. Максимальные обороты около 15.000 в минуту. Максимальная мощность около 1.000 лошадиных сил.
Двигатель с рабочим объёмом 1.6 литра - это, можно сказать, золотой стандарт любой малолитражной гражданской машины в наше время и выдавать такой двигатель будет 110-120 лошадиных сил без турбонаддува и 170-180 лошадиных сил с турбонаддувом. А теперь представьте, что необходимо сделать, чтобы двигатель такого объема выдавал под 1.000 л.с, был максимально лёгким и настолько прочным, чтобы выдерживать на максимальной нагрузке до 7 уикендов Гран При каждый (в понятие уикенда входят тренировки, квалификация и сама гонка). Нужно вложить всю силу инженерного гения конструкторов, необходимо использовать передовые технологии, самые технологичные материалы и производить это всё на заводах, оснащённых не хуже какого-нибудь авиационного завода вроде Boeing или Airbus. Понятно, что стоить такой двигатель будет очень дорого, но команды Ф1 могут себе это позволить. Производителей двигателей в Ф1 всего четыре - это Mercedes, Ferrari, Renault и Honda и, в зависимости от договорённостей конкретной команды с конкретным производителем, их цена может варьироваться. Но известно, что в среднем команды тратят около 13.000.000 евро за контракт по поставке моторов на целый сезон и за эти деньги они получают от производителя 6 моторов, по 3 на каждую машину.
Средняя стоимость двигателя: 2.150.000 евро.
Передняя подвеска
Помимо того, что передняя подвеска - это, собственно, элемент шасси болида, она является ещё и очень важной аэродинамической составляющей. Все эти шарниры, рычаги и их крепления расположены на каждом болиде по индивидуальной схеме, разработанной в команде при плотном сотрудничестве отдела проектирования шасси и отдела аэродинамики. Основной материал - это, естественно, карбон.
В разработку подвески вкладывается огромное количество средств и времени, если считать в совокупности. Но средняя цифра в рамках уже финального производства всё же есть
Средняя стоимость передней подвески: 90.000 евро.
Задняя подвеска
Всё, что описано выше про переднюю подвеску, в полной мере применимо и для задней. Она так же является важным аэродинамическим элементом, её так же сложно проектировать, но в отличие от передней подвески, в заднюю закладывается дополнительная прочность, ведь именно на неё приходятся основные нагрузки при ускорении, при проезде поребриков в поворотах и при заносах болида. За счёт дополнительного запаса прочности она обходится командам существенно дороже.
Средняя стоимость передней подвески: 150.000 евро.
Коробка передач
Переключать передачи за доли секунды одним движением указательного пальца ну руле, заставляя коробку переваривать сумасшедшие 1000 лошадиных сил от силового агрегата и проделывая переключения передач тысячи раз за гоночный уикенд - это настоящий вызов для инженеров, которые проектируют коробки передач для Ф1. В каждой команде КПП могут спроектировать сами, или же приобрести у стороннего производителя (зачастую того же, что и поставляет двигатель команде), но что первый, что второй вариант - это большие, очень большие деньги. Действующий регламент Формулы 1 допускает использование четырёх коробок на каждой машине за сезон, то есть команды закупают или производят как минимум 8 штук. Коробки, кстати тоже регламентированы: 8 передач и фиксированные передаточные числа.
Средняя стоимость коробки передач: 400.000 евро.
Переднее антикрыло
Переднее антикрыло - это основа всей аэродинамической концепции болида, ведь именно переднее крыло разрезает воздух перед машиной, распределяя его и направляя его далее в нежные области. Именно этим объясняются его размеры и сложность всевозможных прорезей, каналов, каскадных и торцевых пластин. В случае изменения геометрии какого-то из элементов переднего крыла, или просчёта в его проектировании, под удар попадает аэродинамика всех последующих за ним элементов, возникают турбулентные потоки, вредные завихрения, недостаточный объём воздуха достигает днища или элементов задней части, тем самым снижается прижимная сила и теряется скорость. В общем, крайне важный аэродинамический эффект достигается во многом за счёт переднего крыла.
Сложное в производстве, но такое важное для болида, переднее антикрыло ко всему прочему, должно быть ещё и достаточно гибким, лёгким и прочным, чтобы пройти все процедуры сертификации от FIA.
Команды понимают, что эта деталь наиболее хрупкая и наиболее подвержена механическим воздействиям во время гонок, поэтому производят их с запасом - обычно на каждый этап команда привозит 3 передних крыла для каждой машины, одно устанавливается непосредственно на неё, и ещё два остаются запасными.
Средняя стоимость переднего антикрыла: 100.000 евро.
Заднее антикрыло
Очень важный элемент для эффективной аэродинамики задней части болида и один из основных элементов для достижения достаточного уровня прижимной силы. Чем выше прижимная сила (сила воздействия набегающего потока воздуха, который прижимает болид к земле), тем больше скорость, на которой болид сможет пройти поворот без срыва задней оси. Прижимная сила должна эффективно генерироваться как на сверхвысоких, так и на низких скоростях, поэтому архитектура крыльев так важна для современных болидов. На заднем крыле она проще, чем на переднем, и эти обусловлена разница в цене элементов. И заднее крыло реже страдает в авариях, поэтому производятся они в меньшем количестве.
Средняя стоимость заднего антикрыла: 70.000 евро.
Кожух двигателя
С точки зрения сложности форм и процесса изготовления, это довольно простой элемент. По сути, его подстраивают под уже имеющуюся аэродинамическую концепцию, т.к он не имеет большого воздействия на распределение воздушных потоков. Но интересная эта деталь тем, что она является, по сути, самой большой на болиде Ф1 и оттого довольно дорогостоящей.
Средняя стоимость кожуха двигателя: 50.000 евро.
Днище болида
Скорей всего, вы никогда не видели днище болида Формулы 1. А если и видели, то вряд ли в таком масштабе, чтобы можно было рассмотреть все детали и это довольно логично, ведь оно спрятано от глаз в обычной жизни, доступа на фабрику, где его производят, нет ни у кого стороннего, а увидеть его во время уикенда можно только при определенном типе столкновения двух болидов - в 95% случаев это подсечка в повороте и ещё в 5% случаев это неуправляемый вертикальный взлёт болида в результате столкновения на прямой с впереди идущим болидом (вспомним полёт Марка Веббера на Гран При Европы 2010 года, ссылка на видео на Ютюбе).
Так вот, днище - это, наряду с передним крылом, важнейший аэродинамический элемент. Если переднее крыло направляет воздушный поток сверху и по бокам болида, то днище делает то же самое, только под болидом. Скорость и давление воздуха там совершенно иные, за счёт того, что весь объём воздуха умещается в узкую область между асфальтом и нижней частью болида.
Днище - это огромная карбоновая пластина, на которой расположены сотни каналов, закрылков, предкрылков, пластин и самое главное - задний диффузор, который распределяет весь выходящий из под машины воздушный поток и не даёт ему стать турбулентным, меняя аэродинамические свойства заднего крыла. Сложный в производстве, скрытый от посторонних глаз и очень дорогой элемент
Средняя стоимость днища: 200.000 евро.
Система защиты головы Halo
Внедрённая в 2018 году система защиты головы Halo (так называемый "нимб"), призвана защитить голову пилота от попадания в неё обломков от разбившихся машин, а так же защитить голову пилота от самих болидов (да, такое бывает при определенных авариях) и, конечно, дополнительно защитить голову пилота при перевороте. Halo производят сторонние производители, так что команды не тратят ресурсы на разработку и внедрение этого элемента, всё унифицировано и команды лишь немного дорабатывают Halo, добавляя небольшие аэродинамические элементы в форме пластин.
Средняя стоимость Halo: 5.000 евро.
Тормозные дефлекторы
Тормоза в Формуле 1 разогреваются почти до 1000 градусов на некоторых автодромах (например Канада или Монца), и им, соответственно, нужен большой поток направленного воздуха для охлаждения. Именно эту задачу и решают тормозные дефлекторы. Они подхватывают отведённый передним антикрылом поток воздуха и забирают его часть на себя, направляя их внутрь колеса для охлаждения тормозов и выводя его далее в боковую часть машины. Таким образом, они ещё и участвуют в формировании аэродинамики передней части болида и являются зависимыми от состояния переднего крыла, ведь если от него будет попадать недостаточно воздуха, то это быстро приведёт к перегреву тормозов и потере их эффективности. Так же, кстати, как и попадание в дефлектор сторонних объектов: травы, гравия, пластикового пакета (такое тоже бывало и даже у Сергея Сироткина в его первой гонке за Уильямс), фрагментов резины или же обломков от другого болида. В общем чувствительная и очень важная деталь и для безопасности гонщика и для скорости болида.
Дефлекторы тормозов, кстати, стали причиной большого скандала между Renault и Racing Point в начале сезона 2020, тогда Renault обвинила команду Лоуренса Стролла в том, что они приобрели дефлекторы у Mercedes, чего по регламенту делать нельзя.
Читайте так же: В чём суть протеста Renault к Racing Point?
Читайте так же: Штраф розовым Мерседесам
Средняя стоимость тормозных дефлекторов: 70.000 евро.
Тормоза
Как можно понять из предыдущего пункта, тормоза подвергаются сильным температурным нагрузкам, но технически они не так сложны. Карбон-керамические диски с тысячей отверстий для охлаждения и тормозные суппорты, в производстве которых используются материалы из авиационно-космической отрасли.
Средняя стоимость комплекта тормозов: 20.000 евро.
Руль
Руль современного пилота Ф1 всё равно что компьютер у менеджера в крупной корпорации - в нём всё, от переключателей режима работы двигателя до телеметрии и информации от дирекции гонки.
Особенностью руля является то, что он изготавливается с учётом анатомии рук и пальцев конкретного пилота и это неудивительно, ведь на руле более десятка переключателей с лицевой стороны и до каждого из них важно дотягиваться без неудобств. И кстати, настройки на руле переключаются пилотами очень часто в процессе гонки, и если пилот будет отвлекаться в поисках нужного переключателя, это может плохо закончится - поэтому всё изготавливается индивидуально под пилота и располагается так, чтобы можно было практически с закрытыми глазами переключать.
Но основанная часть стоимости руля складывается, конечно, не из самих механических переключателей, а из программного обеспечения, микросхем и микропроцессоров, которые обрабатывают все эти сигналы и передают их в блок управления двигателем и на капитанский мостик.
Средняя стоимость руля: 120.000 евро.
Монокок
Самый главный элемент, вокруг которого, по сути, и строится весь болид, оставил на последок. Это монокок - некая оболочка, капсула, в которой располагается пилот. Монокок подвергается жесточайшим тестам со стороны FIA, ведь от его прочности напрямую зависит безопасность пилота. При производстве монокока используются самые современные и идеально сбалансированные по соотношению веса и жесткости композитные материалы, и тут, опять же, технологии Формулы 1 пересекаются с технологиями авиационно-космической отрасли, ведь мало где ещё требуется такая жёсткость при таком малом весе и мало где готовы заплатить за это огромные деньги.
Процесс производства монокока может занимать до двух месяцев, а процесс сертификации и краш-тестов ещё несколько недель.
За счёт своей массивности, монокок напрямую влияет на итоговый вес болида и его баланс, поэтому среди команд мало желающих сэкономить на этом элементе, а как раз наоборот - команды бросают лучше ресурсы и львиную долю бюджета на то, чтобы его спроектировать и сертифицировать. И, как уже можно было догадаться, монокок является одним из самых дорогостоящих элементов болида Ф1.
Средняя стоимость монокока: 550.000 евро.
Итоговая таблица со стоимостью будет в конце статьи.
Итак, мы прошлись по основным частям болида Ф1. Думаю, что этот список охватывает далеко не всё, ведь есть, например, зеркала, воздухозаборники, боковые понтоны, элементы крепления подвески, амортизаторы, выхлопная система, носовой обтекатель и много чего ещё, но информацию по таким элементам найти оказалось нереально и она очень разрозненна. Я бы сказал, что 70% стоимости болида из расчёта голой стоимости запчастей формируется тем списком, который я привёл выше.
Совершенно очевидно, что если в стоимость включать все факторы вроде стоимости часа работы инженера, закупку производственного оборудования, разработку программного обеспечения, логистику и так далее, мы увидим итоговую цифру раз в 5 или 6 превышающую ту, что получилась у меня. Но для того я и сказал в начале статьи, что точная стоимость болида практически не поддаётся вычислению, так как универсального в конструкции болида мало, всё изготавливается индивидуально и служит одной цели - помочь конкретному гонщику реализовать потенциал болида и выиграть гонку или целый чемпионат.
Как и обещал, прикладываю таблицу с суммой всех перечисленных элементов. Не забывайте, что эти цифры - это стоимость для одного болида, а у каждой команды их два. А ещё, помимо расходов на болид, есть расходы на персонал, переезды, обслуживание, базу, экипировку, наполнение гаража, электронику и так далее.
Есть ещё несколько мнений о том, сколько что стоит в Ф1, вот примеры из 2018 года в картинках:
Так что, если вы увидите такие аварии как но фото ниже, то знайте, это не просто дорого, это баснословно дорого для команды. У команд, конечно, есть деньги на изготовление запасных частей и восстановление болидов, но это нельзя спрогнозировать и это всегда дыра в бюджете. Но бывает и так, что у команды настолько плохи дела, что денег на запасные части не хватает вовсе и пилоты стараются максимально аккуратно проезжать весь уикенд, чтобы не допустить даже небольшого шанса столкновения или ошибки - это я про Williams образца 2019 года, когда руководитель команды привозила на трассу недостающие части болида с собой в багаже рейса из Лондона.
#mclaren #кими райкконен #ferrari #f1 #даниил квят #red bull #racing point #гонки #сколько стоит #mercedes