Наш музей расположен в актовом зале, но многие по-прежнему называют его красным уголком. Здесь проходят и собрания, и чествования достойных работников. Сберегая историческое наследие, предприятие сохраняет слаженность в работе. Значимость этого факта для людей бесспорна. Не случайно, когда контора переезжала на новое место, бывший машинист МПД Н. М. Молчанов сохранил списанное на обочину истории Красное знамя. А вручали его не зря.
Путевая машинная станция № 173 (ПМС-173) была создана в 1957 году. Работать начинали без своей техники. Получив в 1977 году в своё распоряжение производственную базу на станции Уржумка, укладочные краны, машину ВПО-3000, в 1980—90-х годах ПМС уже ежегодно занимала по производственным показателям призовые места. Принимая переходящее Красное знамя, коллектив предприятия гордился своими достижениями. Во главе с А. И. Пономарёвым люди преодолевали все трудности.
Многое поменялось со времени перехода на рельсы рыночной экономики, в том числе режим проведения ремонта пути, технология работ. Но неизменным остаётся одно — готовность к работе в любых условиях. Уезжая на месяцы в командировки, оставляя семьи, детей, дома, наши работники беспокоятся о них, но знают: иначе нельзя. Наработав с 2012 года определённый опыт укладки бесстыкового пути, ПМС-173 под руководством С. Н. Малышева стал вровень с другими станциями, освоившими эту работу раньше.
2020 год выдался особенно напряжённым: только один участок работы был в районе Златоуста. Его выполнили в первую очередь. Остальные — в других регионах Южно-Уральской железной дороги. Это Полетаево, Курган, Оренбург.
Даже пандемия не смогла изменить планы: безопасность обеспечивали и обеспечивают прежде всего для пассажиров и грузов, не забывая о личном составе ПМС.
Негатива добавила и погода. Тяжело работать на солнцепёке или под дождём целый день, не имея возможности отлучиться ни на минуту, — нельзя нарушить технологическую цепочку. Даже просто долго возвращаться в вагоне после сопровождения хозяйственного поезда к месту работ — и то невыносимо: кондиционеры в таких вагонах остаются только в мечтах.
Высокие температуры добавляли сложности и в выполнение рабочих операций: пути начинают вести себя по-другому, а это требует повышенного внимания и сосредоточенности. Ветераны каждый сезон переживают: как там наша ПМС? Поздравляя коллег с Днём железнодорожника, они знают: весь коллектив в праздничные дни трудится далеко от дома.
Вот и в преддверии значимой даты — 130-летия открытия движения поездов до Златоуста — темп работ не сбавляется. Машинисты укладочных поездов О. Цветков, М. Цветков, Ю. Хатунцев, Д. Крикотин никогда не подводят: не зря ПМС-173 снова на передовых позициях.
От многого зависит укладка нового пути. Прежде всего — от правильного расчёта, поэтому инженеры технического отдела А. Бурхатов, А. Петров вместе со всеми на «окнах». За подготовку земляного полотна к укладке новых звеньев отвечают не только машинисты бульдозеров, автогрейдеров, но и мастер Д. Шерстнев: на его плечах проектные параметры, контроль. Зависит темп укладки пути и от машинистов моторных платформ: правильная перетяжка пакетов требует и опыта, и технических знаний. Представители династий — М. Галиакбаров, В. Серенков, М. Молчанов, В. Голубкин и другие — свой богатый опыт передавали молодёжи, и она сохраняет традиции.
Выполняя основной объём работ путевыми машинами, предприятие не может пока обойтись без ручного труда. Ответственность, инициатива, огромное трудолюбие отличают монтёра пути И. Мулюкова. Даже когда изношена малая механизация, приходит в негодность инструмент, не хватает запчастей, он находит решение. Его уверенность, оптимизм, активные действия спасают в любой ситуации. Мастера знают, что на таких людей можно положиться. А значит, вопреки всем жизненным катаклизмам, план ремонта будет выполнен.
Юрий Артемьев
Фото из архива ПМС-173