Когда я ещё в детстве узнала, что художник Федотов сошёл с ума и закончил свою жизнь в сумасшедшем доме, я ничуть не удивилась. Не поразил меня этот печальный факт. Он был вполне закономерен.
Это тот самый талантливый художник, который написал «Сватовство майора» и «Завтрак аристократа». Сатирические картины, которые высмеивают пороки людей и общества.
Но он ещё нарисовал другие сатирические картины. Про пожилую даму и ее собачку Фидельку. Называются они «Болезнь Фидельки» и «Смерть Фидельки».
Маленькая собачка лежит на столе. Дама в отчаянии, суетится и пытается принять бесполезные меры. Другие собачки бегают, чувствуют неладное. И масса персонажей комически пытается помочь.
А потом ещё смешнее - собачка умерла. Дама в отчаянии. И приглашённый художник рисует портрет умершей собачки на память.
Вам смешно? Как в детстве говорили, обхохочешься. Это художник сатирически изобразил дам той эпохи, которые любили животных и заботились о своих «моськах», - так их тогда презрительно называли. Так-то собачками кормили хищников в зоопарках. Вместо билета можно было собачку поймать и принести.
Ну, и перчатки из них делали лайковые. Как именно делали перчатки - даже писать не буду.
В общем, очень смешные картины нарисовал художник Федотов. А потом сошёл с ума и попал в сумасшедший дом, где тогда условия были не очень. Мягко говоря. А над больными смеялись и потешались; раньше вообще в сумасшедший дом пускали горожан в некоторых странах. Как в зверинец, на экскурсию. Совсем недорого.
И можно было палочкой тыкать больных, чтобы из расшевелить и заставить выделывать смешные антраша и кульбиты. Рычать и плакать…
Когда человек смеётся над тем, что другим причиняет страдания или смерть, это признак будущего явного безумия. Маркер ненормальности, пока ещё скрытой и завуалированной.
Так называемый "юмор висельника" - указатель распада души. Если человек смеётся над чужими страданиями и шутит на этот счёт, он не вполне нормален. И его ненормальность будет развиваться.
Болезнь любимого существа - ничего в этом смешного нет. И в бессмысленной суете хозяйки, в отчаянных попытках спасти питомца - нет ровным счетом ничего смешного. Только ненормальный расхохочется и другим начнёт показывать: дескать, смейтесь! Как забавно!
Странная душевная холодность и неуместный смех над страданием даже жука - это навигатор прокладывает путь в сумасшедший дом. Это признак душевного расстройства. И ничего удивительного в последствиях нет. Они несмешные. Нет для нормального человека смешного в болезни и смерти.
Анна Кирьянова