В прошлой статье мы разбирали откуда есть пошел европейский капитализм. Не охваченной осталась еще одна тема - глобальное изменения в духовной сфере. Некоторые исследователи даже считают, что именно эти радикальные духовные изменения лежат в основе мощного рывка производства в Европе, которое позволило ей вскоре обогнать, а потом и подчинить весь мир своему влиянию. Что на что влияет мы точно не сможем понять, ибо стар как мир вечный спор - бытие определяет сознание или наоборот.
Это опять же идет речь о капитализме. Сегодня мы поговорим о протестантизме, как это новое религиозное течение повлияло на развитие экономики. И о том, как совершенно не похожее на протестантизм явление привело к похожим последствиям в России.
Это Мартин Лютер. Католик, доктор теологии, который в октябре 1517 года приколотил к двери Замковой церкви в Виттенберге (это Саксония) «95 тезисов против продажи индульгенций». Это не было попыткой революции или религиозного переворота. Это было приглашение к диспуту. Лютер, был глубоко верующим католиком, которого глубоко расстраивало безобразное состояние католической церкви – торговля церковными должностями и само отпущение грехов за деньги без раскаяния, погрязшие в разврате и роскоши церковные иерархи, явное жульничество с мощами, ну и дорогущие церковные обряды в придачу. Но выступил он конкретно против индульгенций, как вершины этой позорной пирамиды, символа продажности и полного отсутствия истинной веры. На картине Мартин Лютер изображен таким, как видел его друг – художник Лукас Кранах Старший в 1526 году, твердым и отрешенным . К этому времени Лютер уже был лидером нового религиозного движения – протестантизма, символом которого может быть фраза: «Богу не нужны наши деньги, ему нужна наша вера».
Идеи, которые сформулировал Лютер разделяло множество людей. От простых бедняков, которые вскоре после этого начали масштабную крестьянскую войну в германских землях (Лютер ее, кстати, сильно осудил и вообще старательно отмежевался, хотя именно его идеи крестьяне разделяли), до правителей германских земель, которым сильно надоела зависимость от Рима и претензии Папы Римского на политическую власть. Так, один из правителей спрятал Лютера в своем замке от церковных властей, чтобы Лютер не разделил участь Яна Гуса, чудесного человека, которого сожгли за сто лет до этого за похожие взгляды. В замке же Фридриха Саксонского Лютер занялся делом, перевел Библию на немецкий язык и сформулировал из своих взглядов четкое религиозное учение: Богу нужны искренняя вера и искреннее раскаяние, все, что можно купить за деньги, все формальности ему не нужно; людям не нужен священник, ибо они сами могут обратиться к Богу; церковная роскошь, почитание икон и мощей, институт монашества – все это не имеет отношения к истинной вере. Это, конечно, очень простой и вольный пересказ. Лютер же был очень образованным богословом, он облек свои взгляды в форму принципов на латыни, которые протестанты называют «Пять «только»»: Sola scriptura («только Писанием»), Sola fide («только верой»), Sola gratia («только благодатью»), Solus Christus («только Христос»), Soli Deo gloria («только Богу слава»).
Движение протестантизма было принято миллионами людей, распространилось во многих странах Европы, вызвало такие отвратительные явления, как религиозные войны (Варфоломеевская ночь и прочие ужасы), с новой силой запылали костры Инквизиции, которая оставила в покое ведьм и в большом количестве начала сжигать протестантов, которых она объявила еретиками. В общем, еще больше ста лет (вплоть до окончания Тридцатилетней войны и Вестфалького мира (1648г) в Европе было совсем не весело. Спрашивается – причем же здесь капитализм? А вот причем! Об этом в своей книге написал выдающийся немецкий социолог Макс Вебер. Книга называется «Протестантская этика и дух капитализма» где все конкретно объяснено
.
Дело в том, что католику очень легко было проявить свою веру - ходи на мессу, плати деньги, покупай индульгенцию, еще можно было сходить в Рим в паломничество и поцеловать туфлю Папу Римского. Как же проявить протестанту свою веру и добродетель, если все вся вера – она внутри человека? Способов осталось немного – молитва, труд и праведная аскетичная жизнь. Особо стоит остановиться на труде – труд из проклятия третьего сословия, позорного занятия для европейской аристократии превратился в мощное средство самореализации верующего человека, именно в труде он мог достойно проявить себя. А как понять, что Бог видит твою праведность, видит твою веру? Очень просто – успех и процветание в начинаниях, преуспевание в честном бизнесе – вот знак божьей милости. Поэтому протестанты молились и трудились, трудились и молились, молились и трудились. Никакой праздности, никакой роскоши, все деньги вкладывались в дело, никаких вредных привычек. Это не могло не привести к успеху. И экономическая жизнь протестантских регионов кипела – основывались торговые компании, строились мануфактуры, открывались новые производства. Если и сейчас посмотреть, на политическую карту Европы, то можно убедиться, что протестантская Северная Европа гораздо больше экономический преуспевает, чем католическая южная. То есть протестантская этика дала дополнительный толчок развитию капитализма. В Северную Америку, кстати, поедут стоить новый справедливый и правильный мир тоже протестанты. Вот как изображает их высадку художник. Внешние признаки протестантов – темная скромная одежда и белые воротники.
В это же самое время, когда протестанты усиленно молились, трудились и зарабатывали деньги, в Московской Руси происходила церковная реформа. Она была очень сильно нужна - священники были неграмотны, часто вели себя непотребным образом (да, очень похоже на католиков), в церковных книгах накопилось множество ошибок, обряды проводились в разных регионах по разному. Но символом этой реформы стал повеление креститься не двумя, а тремя пальцами. В XVII веке тоже было много образованных разумных людей, которые понимали, что обрядность к вере отношения не имеет. Но было и огромное количество совершенно темных, консервативно настроенных, для которых любое новшество было не допустимо. Эти люди, старообрядцы, были готовы себя и своих детей сжечь, лишь бы не отступать от старых обычаев (правда, как странно, но такое самоубийство за грех не считалось, а вот креститься тремя пальцами – это облечь себя на адские муки). Понятно, что тут еще были общие политические причины, но суть дела это не меняло. Вот картина, известная нам со школьной скамьи, изображающая фанатично настроенную боярыню, которую везут в земляную тюрьму, но от старой веры она не отступиться.
А вот дальше началось самое интересное.
Те, кто не сожгли себя в знак протеста против церковной реформы ушли подальше в леса, в максимальную глухомань, что бы там жить так, как они считают правильными. На северных и восточных окраинах нашей страны появилось много потаенных, разрозненных деревень, которые полностью прекратили связь с внешним миром, с государством. Через некоторое время священники этих поселений, которые были официально рукоположены еще дореформенной церковью, умерли. Новых возводить в сан священников было некому. Старообрядческие общины стали поступать по разному. Где то вообще отказались от идеи священничества, например, это беспоповцы; где то выбирали кого-то вроде старосты, который руководил религиозными мероприятиями. Где то священников выбрали сами. Но почти во всех общинах Библию читать и трактовать стали сами, в общинах была повальная грамотность. Так как люди могли рассчитывать только на свою небольшую общину, то и нравственные ценности у них были соответствующие – много молиться, много трудиться, жить честно, помогать своему ближнему, никаких вредных привычек, праведность. И так старообрядцы жили веками, став очень предприимчивыми людьми, создав крепкие преуспевающие хозяйства, исповедую очень строгую мораль. Старообрядческие деревни были добротными и ухоженными. Устои, по которым жили старообрядческие общины были очень похожи на устои и правила протестантских общин.
Во второй половине XIX века власть стала мягче относиться к старообрядцам и многие стали постепенно выходить из вековой изоляции. И вот на рубеже XIXи XX веков оказалось, что огромное количество производств, фабрик, заводов, коммерческих предприятий принадлежит выходцам из старообрядческих семей. Потому что у них весь набор качеств для успешного ведения бизнеса был просто в крови: самостоятельность, хозяйственная энергия, деловая сметка, предприимчивость, скромность в быту, когда все деньги пускают опять в дело, трудолюбие, порядочность. Помимо того, что эти люди создавали успешные предприятия, они очень много занимались благотворительностью и меценатством. Солдатенковы, Рябушинские, Морозовы, Щукины – вот список только самых известных, даже не отдельных людей, а целых династий. В каждом русском городе были богоугодные заведения, школы, технические училища построенные на деньги предпринимателей и купцов из среды старообрядцев. На их фабриках и заводах были самые лучшие условия работы в те жуткие времена беспощадной эксплуатации рабочего человека. Правда, и быть уволенным с таких фабрик было легко – увольняли за запах перегара в понедельник, но отбоя от желающих работать на этих фабриках не было. Морозовы даже построили целый городок для рабочих своих мануфактур в Твери. Сейчас вокруг судьбы этого уже не годящегося для жизни людей жилого комплекса, который называют «коммунальным адом» идут общественные баталии, но в конце XIX века этот рабочий квартал был одним из лучших в стране, даже получил медаль на архитектурной выставке. Там были квартиры для рабочих, служащих, училище, родильные палаты и даже народные театр.
То есть носителями новых капиталистических взглядов, нового общества, особой трудвой этики у нас оказались не реформаторы, как в Европе, а потомки самых темных, самых дремучих фанатиков-консерваторов. «Вот такая загогулина»: как говорил в былые времена первый президент нашей страны.