Найти тему

Инженерное пособие среди религиозной литературы

Мы продолжаем серию рассказов об уникальных книгах, настоящих раритетах из Фонда редкой книги Музея истории религии. Как попадают книги в Музей? Кому они принадлежали до этого? Об этом и многом другом в нашем сегодняшнем материале.

P.s. Не забудьте поставить лайк, когда прочитается статью до конца!

27 февраля 1938 года Музеем истории религии было сделано небольшое приобретение: за 100 рублей была куплена книга «Театрум махинарум новум» 1673 года издания. Владельцем книги, предложившем данную сделку, был научный сотрудник музея – Николай Александрович Мезенцев. Н.А. Мезенцев родился в Петербурге в 1900 г. в семье служащих. Образование получил в коммерческом училище, позже служил в Красной Армии и участвовал в подавлении «Кронштадтской авантюры» в 1921 г. После Гражданской войны он поступает в Петроградский Археологический Институт, где за несколько лет осваивает профессии археолога и археографа; тогда же начинает карьеру в области торговли. Сменив ряд коммерческих предприятий, в начале 1930-х Мезенцев устраивается в Музей истории религии, где занимается комплектованием фондов. Поскольку он с молодости был заядлым коллекционером старинных предметов, книг и архивных материалов, разбирался в антиквариате и имел связи в этой сфере – музей за годы его работы приобрел большое количество действительно редких вещей и целых коллекций. Даже после своего ухода в Военно-морской музей в 1940 году, Мезенцев продолжал содействовать пополнению фондов МИРа.

Штамп «Библиотека Мезенцевых… 1919 г. …»
Штамп «Библиотека Мезенцевых… 1919 г. …»

«Театрум махинарум новум» или «Зерцало новых машин» резко выделяется среди книг фонда редкой книги своим содержанием. Автор книги, Георг Андреас Бёклер (1617-1687) – немецкий архитектор, инженер и автор целого ряда работ по архитектуре, фортификации, арифметике и геометрии; служил придворным архитектором в ряде немецких княжеств. Эта книга является техническим или инженерным пособием, содержащим полторы сотни гравированных изображений, позволяющих благодаря силе человека, животного или самой воды организовывать различные гидравлические сооружения - вроде мельниц, плотин, насосов и др.

Титульный лист издания «Theatrum Machinarum Novum…»
Титульный лист издания «Theatrum Machinarum Novum…»

Примечательно, что большая часть из 149 гравюр являются неподписанными. Примерно треть из них – а именно 48 гравюр – полностью копированы с издания труда итальянского гуманиста Якобо Страдо (1507-1588) «Художественный очерк для ветряных, конных и ручных мельниц» (Кельн, Герхард Гревенбургх, 1623). Книга разделена на две части: в первой части, текстовой, помимо посвящения и введения находится краткое описание для каждой из 149 гравюр, представляющих вторую, иллюстративную, часть. Во введении автор называет механику благородным искусством, поскольку она основана на геометрии и физике, и тем самым «научно облагорожена», а также объясняет предложенное им разделение механики на теоретическую и практическую.

Запись на последнем листе книги позволяет нам сделать вывод о том, что данный экземпляр был приобретен Иваном Семеновичем Алмазовым (1679 - 1745), правнуком знаменитого Алмаза Иванова, государственного деятеля, главы Посольского приказа в 1654 - 1658 и 1665 - 1667 гг., участника многих дипломатических миссий в период правления Алексея Михайловича. Сам Иван Семенович начал свою службу стольником жены Ивана V Прасковьи Федоровны в 1692 году; с 1700 года он уже стольник царя Петра Алексеевича. В 1706 - 1710 гг. числится в начальных людях при дворе. А в 1722 - 1724 гг. уже капитан Иван Семенович Алмазов руководит строительством царской резиденции «Дальние Дубки» в границах современного Сестрорецка.

Запись на последнем листе книги:  [1719 февраля 8 день … иеродиакон Иосиф продал Г-ну капитану Ивану Семеновичу Алмазову книгу театрум махинарумъ…]
Запись на последнем листе книги: [1719 февраля 8 день … иеродиакон Иосиф продал Г-ну капитану Ивану Семеновичу Алмазову книгу театрум махинарумъ…]

Таким образом имеющаяся у нас книга была не только теоретическим гравированным пособием «кабинетного» типа, но также, скорее всего, использовалась ее владельцем, русским строителем Иваном Алмазовым, в процессе реализации проекта царской резиденции в «Дальних Дубках». Помимо, собственно, каменного дворца, в источниках упоминаются и гидравлические сооружения – дамбы, каналы и бассейны – и мы с большой долей вероятности можем допустить, что Алмазов пользовался данными «Театрум махинарум новум». Стоит отметить, что труды Бёклера были весьма популярны в России начала XVIIIвека – несколько сочинений, включая «Театрум махинарум новум», имелись в библиотеке Петра Великого, а также в библиотеке его сподвижника, Якова Брюса. Есть сведения, что работы Бёклера также использовались в организации обучения в екатеринбургской школе знаменования, основанной в 1735 году В.Н. Татищевым.