Найти тему
Схола

Брачные отношения в древней Спарте

Недостижимая и невиданная свобода между супругами была у спартанцев. С ней не сравнится даже контркультурная революция на Западе в 1960-70-е годы. Ведь то, что хиппи считали нормальным в добрачных отношениях, у спартанцев было самой обычной семейной жизнью.

Вазопись 5 век до н.э.
Вазопись 5 век до н.э.

До сих пор, касаясь этой темы в древнем мире, обсуждали только идеи философа Платона. Да вспоминали римские времена Калигулы и Нерона. Но в рассказах Плутарха всех превосходит именно Спарта. Вот почему по истории нужно читать первоисточники.

Итак, читаем «Жизнеописание Ликурга» у Плутарха.

Ликург был легендарным законодателем у спартанцев. Мы знаем Спарту по описаниям 5 века до н.э. И уже тогда спартанцы говорили, что Ликург жил на 300 лет раньше. Ликургу приписывали все спартанские законы. И утверждали, что Ликург запретил иметь законы в записанном виде.

Законы заучивались в Спарте наизусть в виде кратких поучений. Их применение требовало всеобщего согласия и одобрения. Ведь кто как запомнил, тот так и применяет. Такие вот были житейские хитрости у спартанцев.

-2

Холостая жизнь в Спарте не приветствовалась. Государство было заинтересовано в «производстве детей». И спартанцы старались заключить брак как можно раньше. И здесь появляется хитрый момент.

Мужчины-спартанцы с 20 до 30 лет находились на казарменном положении. Они обязаны были вместе питаться и ночевать под одной крышей группами по 15 человек. Так называемые «товарищи по палатке».

И поэтому брачная жизнь заключалась в том, что в возрасте 20-30 лет юноши и девушки начинали по согласию встречаться. Заключался так называемый «гостевой брак». Для выполнения супружеских обязанностей мужчина ночью уходил из казармы (после отбоя) и должен был вернуться обратно до рассвета. Такие ночные встречи приводили к тому, как пишет Плутарх:

Так тянулось довольно долго: у иных уже дети рождались, а муж все еще не видел жены при дневном свете.

Отцы не участвовали в воспитании детей. Там была развитая система социальной помощи, когда матери оказывалось всевозможное содействие со стороны общины. А когда мальчикам исполнялось 7 лет, они передавались в специальные интернаты (агелы), где и находились до 20 лет.

-3

Наконец, в 30 лет мужчина мог заняться собственной жизнью. Он покидал свое товарищество. Ему выделяли участок земли. И помогали обзавестись хозяйством, построить дом. Но вот здесь начиналась семейная жизнь «по-спартански». Читаем у Плутарха:

Правило № 1.

Спартанцы предоставили право каждому достойному гражданину вступать в связь с женщинами ради произведения на свет потомства, и научили сограждан смеяться над теми, кто мстит за подобные действия убийством и войною, видя в супружестве собственность, не терпящую ни разделения, ни соучастия.

Правило № 2.

Теперь муж молодой жены, если был у него на примете порядочный и красивый юноша, внушавший старику уважение и любовь, мог ввести его в свою опочивальню, а родившегося от его семени ребенка признать своим.

Правило № 3.

С другой стороны, если честному человеку приходилась по сердцу чужая жена, плодовитая и целомудренная, он мог попросить ее у мужа, дабы, словно совершив посев в тучной почве, дать жизнь добрым детям, которые будут кровными родичами добрых граждан.
-4

Вывод мог быть таков:

Спартанцы первыми открыли, что семья – это только экономическая ячейка общества. И отношения в семье строятся на общности ведения хозяйства. Куда входит частично и воспитание детей. При той социальной помощи, которую можно было получить от общины.

Нечто подобное, наверное, сегодня можно наблюдать в рамках так называемого «шведского социализма». Или есть еще второе название: «скандинавская социальная модель».

Мораль спартанцев была такова:

Ликург первый решил, что дети принадлежат не родителям, а всему государству, и потому желал, чтобы граждане рождались не от кого попало, а от лучших отцов и матерей.
Те самые люди, рассуждал он, что стараются случить своих собак и кобылиц с лучшими припускными самцами, суля их хозяевам и благодарность и деньги, жен своих караулят и держат под замком, требуя, чтобы те рожали только от них самих, хотя бы сами они были безмозглы, ветхи годами, недужны!

Как говорили древние римляне по таким случаям: «О времена, о нравы!» (O tempora, o mores!).

Продолжение темы Спарты и спартанцев см. в публикациях

"Спартанцы вошли в легенды. Но конец их был печален"

"Как спартанцы придумали нам физкультуру? Почему у детей есть уроки «физры»?" --------------------------------------------------------------------------------

Беседа с антропологом. Вы можете заказать тему статьи