Найти в Дзене
Точка ART

Искусство в природе: явки и пароли произведений фламандского ленд-арта

Оглавление

Журнал об искусстве Точка ART приглашает в путешествие по провинциям Фландрии, чтобы увидеть семь произведений ленд-арта, заслуживающих особого внимания.

Искусство в Хеспенгау

Хеспенгау расположен на юге Лимбурга, восточной провинции Фландрии. Дорога от Брюсселя сюда занимает чуть больше часа. Этот регион, известный своими фруктовыми садами и виноградниками, нередко называют Фламандской Тосканой, особенно привлекающей путешественников весной во время цветения и осенью в период сбора урожая. Местные произведения паблик- и ленд-арта являются результатом художественной программы, инициированной в 2011 году «Домом современного искусства, дизайна и архитектуры Z33» в Хасселте, столице провинции Лимбург. Главная задача проекта — установить взаимосвязь между искусством и окружающей средой. Добираться до современных объектов региона удобно на машине, велосипеде или пешком.

Церковь «Между строк»
Церковь «Между строк»

Одной из самых впечатляющих инсталляций провинции считается церковь «Между строк». Проект, созданный дуэтом фламандских архитекторов Гейса и Ван Варенберга, идеально вписывается в окружающий холмистый пейзаж. Арт-объект представляет собой конструкцию высотой 10 метров и весом 30 тонн, и по форме напоминает западноевропейскую церковь. Только при приближении становится ясно, что конструкция не является церковью. Просвет между горизонтально расположенными металлическими пластинами создает ощущение воздушности и прозрачности инсталляции, поэтому она и получила название «Между строк». Таким образом, церковь как будто присутствует, но и отсутствует в ландшафте.

Улица слез
Улица слез

Другим важным произведением ленд-арта считается Улица слез голландского художника Дре Вапенаара. Необычные палатки в форме слез развешаны на деревьях вдоль аллеи, ведущей к местной достопримечательности — замку Гекс. Любой желающий может забронировать такой «подвесной дом» в теплое время года — с 1 апреля по 30 сентября.

Без названия # 158
Без названия # 158

Еще один объект современного искусства и архитектуры — Без названия # 158 британского художника Энеаса Вилдера — вписан в живописный природный ландшафт вокруг аббатства Колен в Керниеле. Круглая конструкция с потрясающим обзором на 360 градусов сделана из вертикальных деревянных реек одной длины. Нахождение внутри конструкции напоминает прогулку по монастырю и дари посетителям весьма необычные ощущения. По словам художника, его работа словно линза, помогает посетителю сконцентрироваться на своих мыслях и эмоциях.

Haspengouw — Helsh (ea) ven © Jonathan Ramael
Haspengouw — Helsh (ea) ven © Jonathan Ramael

Захватывающим видом на пейзажи Хеспенгау можно также наслаждаться c самой высокой точки Хелсховена — архитектурной инсталляции Helsh (ea) ven фламандского художника Фрица Йёриса. Этот современный архитектурный объект сделан из 90 вишневых деревьев возрастом 50 лет, срубленных в этой местности некоторое время назад. В конце 2016 года у этих плодовых деревьев был выявлен вирус маленькой вишни, инфекционное заболевания растений, из-за которого плоды становятся слишком маленькие. Работа символизирует динамику взаимодействия с пейзажем Хеспенгау, ведь в ней срубленные деревья обрели вторую жизнь.

Фламандский Брабант с высоты птичьего полета

Ближе к Брюсселю, на востоке провинции Фламандский Брабант, находится интригующая ландшафтная инсталляция — башня Vlooyberg Tower. Эта смотровая площадка в Тилт-Винге воспринимается не как типичная башня, а скорее, как лестница, ведущая в никуда. Фламандское архитектурное агентство Close to Bone выиграло конкурс на замену старой смотровой площадки и выбрало проект, согласно которому «форма следует за функцией».

Vlooyberg Tower — Vlooybergtoren © Lander Loeckx
Vlooyberg Tower — Vlooybergtoren © Lander Loeckx

Вместо обычной смотровой башни с винтовой лестницей архитектурное бюро сделало парящую конструкцию в виде лестницы. Инженер Ив Уилльемс, проектировщик площадки, вдохновлялся творчеством французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, который писал в своей книге «Планета людей», что «Совершенство достигнуто не тогда, когда нечего добавить, а когда нечего убрать». Действительно, чтобы забраться наверх, нужна лестница — не больше и не меньше. И в конечном счете, чтобы насладиться видом, зритель должен подняться наверх.

Башня Влойберг построена из кортеневской стали, которая придает ей характерный ржаво-коричневый цвет. Такая окраска является своебразной отсылкой к высокому содержанию железа в почве этого региона. Кажется, что у башни Влойберг и объектов ленд-арта в Хеспенгау есть нечто общее — дух сюрреализма, так свойственный бельгийскому искусству. О башне Vlooyberg Tower, получившей национальную премию на конкурсе стальных конструкций 2014 года, жюри написало, что эта лестница в небо пропитана творчеством Рене Магритта: и так и хочется провозгласить в его стиле — Ceci n’est pas un escalier («Это не лестница»).

Искусство в бывшем шахтерском городе Генк

LABIOMISTA
LABIOMISTA

Город Генк расположен в самом сердце региона Лимбург, который с 1917-го по 1992 год был центром горнодобывающей промышленности Фландрии. После закрытия шахт все они были преобразованы в заповедники, зоны отдыха и творческие центры, как, например, C-mine. Некоторые из промышленных зон, включая LABIOMISTA, пока находятся в стадии развития.

LABIOMISTA — это арт-проект фламандского современного художника-концептуалиста Куна Ванмехелена об идентичности, плодородии и биокультурном разнообразии. Он расположен на месте бывшего рудника, позже превращенного в зоопарк, а теперь в парк Cosmopolitan Culture Park площадью 24 гектара. Здесь можно посетить выставку под открытым небом и увидеть множество инсталляций, посвященных социальным темам — правам человека, этническому и социокультурному многообразию. Попасть на территорию арт-проекта LABIOMISTA можно по билетам с июня по ноябрь. Инсталляции парка меняются каждый год, поэтому сюда интересно возвращаться.

«Лабиринт»
«Лабиринт»

В Генке представлен архитектурный объект под названием «Лабиринт» Гейса и Ван Варенберга. Это сооружение длиной 1 км находится на площади перед культурным центром C-mine, бывшей угольной шахтой Генка. Лабиринт был разработан в 2015 году к 10-летию культурного центра. Конструкция задумана так, что из всех точек лабиринта можно увидеть прилегающую территорию под разным углом. Гостям центра C-mine рассказывают интересные факты о добыче полезных ископаемых, а затем предлагают подняться на башню шахты и насладиться видом на лабиринт и город с высоты птичьего полета. Лабиринт открыт ежедневно, и его можно посетить бесплатно. Вход в C-mine осуществляется по билетам.

Журнал об искусстве Точка ART благодарит Офис по туризму Фландрии VISITFLANDERS за предоставленные материалы.