Найти тему
Загадочный Север

«Всем здесь известно, ...Чуди, как особенного народа, нет ни одного человека, в Архангельской губернии»

Вот такой ответ дал Ефименко Пётр Саввич (1835—1908) на запросы столичных этнографов о местожительстве народа чудь. С середины 19 века в разных статистических трудах отмечалось о целых деревнях, где проживал этот легендарный народ. В начале столетия проходил сбор информации по уездам и волостям об истории поселений и местных жителях. Источником информации являлось приходское духовенство, которое как наиболее грамотное сословие на селе, да ещё имеющее архивные данные в виде метрических книг, старых грамот и хозяйственных записей, было бесценным кладезем исторических сведений. Приходской священник, а во второй половине 19 столетия и сельский учитель, стали основой для таких отраслей знания как статистика и демография. Передавая сведения, священник не уточнял, сколько представителей финской народности в его приходе, а просто указывал, что в таком то поселение живет чудь. На основе этих данных, столичные этнографы составили списки населенных мест с указанием этнической принадлежности. Эта информация вошла в статистические сборники, такие как «Географическо-статистическое описание Архангельской губернии» Н. Козлова или «Список населенных мест Архангельской губернии» Е. Огородникова.

Ефименко П. Заволоцкая чудь
Ефименко П. Заволоцкая чудь

Петр Ефиминко, как сотрудник статистического комитета Архангельской губернии отвечал неоднократно, что чуди как народа в губернии нет. Остались только их потомки, не помнящие ни языка, ни обычаев своих предков и давно считающие себя русскими. Да среди народа ходят мифы и разные легенды. К нему обращался финский этнограф и фольклорист Д. Европеус (1820—1884) с просьбой составить словарь заволоцкой чуди. Но и ему Ефименко отвечал, что Чуди в Архангельске нет, и язык этого народа исчез ещё в 16-17 веке.

Заволочская (или заволоцкая) чудь – загадочный народ. Предполагается, что под этим народом подразумевались некоторые финно-угорские племена, которые были мало знакомы для славян. Возможно, для древнерусских поселенцев Севера это был определенный народ, а со временем название перенеслось на другие родственные племена. Так вепсов (племя весь) до 1917 года официально называли чудью, а в 19 веке югру (предки современных хантов и манси), которая в средние века делала набеги на Подвинье, тоже относили к чудским народам. Ранее уже описывалось как «чудские городища» Северной Двины оказались средневековыми русскими крепостями периода борьбы Москвы с Новгородом за обладание Двинской земли. Также и чудью стали называть финно-угорские племена весь, емь, карелу, югру, мерю и зырян не особо разбираясь, что это разные языковые группы одной финно-угорской семьи. При этом говорить, что народа залоцкой чуди нет и это всё обобщение – тоже неправильно.

Прионежские вепсы 19 век
Прионежские вепсы 19 век

Лингвисты, изучающие субстратную топонимику Севера, утверждают о присутствии неизвестного языка. Специалист по финно-угроведению А.К. Матвеев называл народ, носителя этого неизвестного языка – северофинами. Так например разбирая Поонежье и Белозерье, он выделил Мошинско-Воезерский микрорегион (Няндомский район), в котором присутствует большой пласт северофинских и прасаамских названий, при незначительном наличии прибалтийско-финской группы (вепсы, карелы, саамы). В то же время как южнее (белозерская весь) и севернее (карелы) в большинстве своем прибалтийско-финская топонимика. Данный регион интересен и в вопросе, куда исчезла чудь? В 80х годах 20 столетия археолог Н. Макаров изучал пути колонизации Севера. Он искал новгородские волоки упомянутые в разных источниках. Макаров обследовал Емецкий и Кенский волоки, найдя подтверждения их существования как минимум с 12 века, но больше открытий он сделал на Мошинском озере (Няндомский район).

Мошинский волок. Макаров Н.А. Колонизация северных окраин Древней Руси 11-13вв.
Мошинский волок. Макаров Н.А. Колонизация северных окраин Древней Руси 11-13вв.

Кроме подтверждения самого волока, упомянутого в уставной грамоте Святослава Ольговича 1137 года, где говориться о погосте "на волоце в Моше", нашлись доказательства совместного использования этого древнего пути из р. Онеги на Вагу и Северную Двину как древнерусских, так и финно-угорских поселенцев. Были обнаружены поселения 11-13 века. Среди них особое внимание привлекают три. Два древнерусских поселения Мошинский Погост и Погостище (расстояние ок 9 км) и находящиеся между ними Климушкино, которое по предметам материальной культуры являлось финно-угорскому. Финское поселение существовало в одно время с соседними поселениями, а культура двух первых является смешенной (присутствуют финские элементы), что характерно и для соседних древнерусских регионов. Такие добрососедские отношения говорят о том, что уже в 11-12 веке чудское население было равноправным на Севере.

Преп. Варлаам Важский/                                                                                                                                            Василий Степанович Своеземцев (?-1462)
Преп. Варлаам Важский/ Василий Степанович Своеземцев (?-1462)

Похожая ситуация видна и в Двинском регионе. Вначале, чудь жила обособленно, имея свои поселения с наделами земли. Поселения возглавляли старейшины, которых в народе стали, во времена боярщины, именовать «чудскими князьями». По купчей грамоте 1315 года новгородский посадник Василий Матвеевич Своеземцев приобрел у чудских старшин земли от Шенкурска до Ростовского (Виноградовский район). Это говорит о нормальных хозяйственных отношениях. При этом надо брать во внимание, что на этой территории существовали русские поселения ещё с 12 века. Есть предположение, что в это время чудь больше занималась рыбной ловлей и земля, сама по себе, не была для них так важна и они дозволяли на ней селиться русским колонистам. Только с 15 века чудь становиться землепашцами. Это например отображено в описании жизни Василия Своеземцева (он же преподобный Варлаам Важский), внука Василия Матвеевича. В конце 14 века о народе чудь пропадает всякое упоминание, что могло быть следствием смешения населения и потерей чудью своего языка. Когда в конце 15 веке Север стал территорией Московского княжества, северяне не делились на этносы, а составляли северную часть единого русского народа.

Северный дом. Фото из открытых источников
Северный дом. Фото из открытых источников

Вероятно, в некоторых регионах, таких как Пинежье, Мезень, финское население не сразу попало под процесс ассимиляции. Русские переселенцы старались селиться на более плодородных берегах Онеги и Северной Двины. Северные территории были (да и в наше время остаются) малозаселенными. Но даже там, со временем, прошла волна христианизации и ассимиляции. К 17 веку народа чудь уже не существовало, но оставались отдельные семьи финского происхождения и легенды о древнем народе. Эти отдельные представители, а также истории-мифы об этом народе и были внесены в статистические сведения начала 19 века. А вот этнографы конца столетия чудских следов уже не нашли.
Даже сейчас предстоит большая работа для историков, археологов, лингвистов и генетиков, чтобы отделить мифы и легенды, от исторических фактов, а также ответить, что за народ носил русское наименование Заволоцкая чудь.

Источник: Ефименко П.С. Заволоцкая чудь. Изд. Арханг. губ. стат. ком.; Архангельск, 1869

Если вам понравилась статья – поддержите канал об истории Русского Севера поставив лайк и подписавшись на него, что бы не пропустить новые публикации