История Сталинградской битвы вызывает интерес, без преувеличения, у огромного количества людей по всему миру. Для кого-то Сталинград все еще "Неизвестный", для других "Забытый", но одно остаётся неизменным – историю великого сражения ещё долгое время будут изучать и обсуждать, о ней будут спорить и интерпретировать по разному. Мы тоже решили вставить свои пять копеек не оставаться в стороне, но хотим попытаться поговорить, (а не рассказать об очередных "сенсационных" фактах) о конкретных местах за которые развернулись ожесточённые и в какой-то степени, драматичные бои. Сегодня мы решили поговорить о боях за Сталинградский Госбанк.
К 14 сентября части вермахта, прорвав оборону советских войск, к вечеру передовыми отрядами вышли в район пристаней центральной переправы, создав такие опорные пункты, как железнодорожный Вокзал Сталинград I, Дома Специалистов и Госбанк. Первым к Волге в этом районе вышел 1-й батальон 194-го пехотного полка 71-й пехотной дивизии под командованием обер-лейтенанта Герхарда Гинделянга. Установив пулемётные точки на верхних этажах и развернув миномётные позиции во дворе, противник начинает превращать здание Госбанка в тактически важный узел сопротивления.
В ночь с 14 на 15 сентября части 13-й гвардейской стрелковой дивизии переправились через Волгу и заняли узкую полоску берега в центе города, в районе площади 9-го Января. Закрепившиеся в Госбанке солдаты вермахта не просто сковывали, но и серьезно угрожали левому флангу дивизии Родимцева. Поэтому с самого начала штурм Госбанка, был вопросом времени.
Первый штурм Госбанка состоялся 19 сентября бойцами 3-го батальона 42-го гв. стрелкового полка. По данным разведки гарнизон здания насчитывал до 60 солдат, одно 37-мм орудие, 6 пулемётов и несколько миномётов во дворе. Для захвата объекта были сформированы три штурмовые группы, в состав которых вошли сапёры-подрывники. Перед сапёрами была поставлена задача подорвать в нескольких местах стены фасада. В течение ночи сапёры несколько раз ползком подбирались к Госбанку, укладывая ящики с толом. Взрыв прогремел посреди ночи, обрушив часть здания, штурмовые группы ворвались внутрь, завязав огневой бой. Штурмовая группа под командованием гвардии старшего лейтенанта М.И. Ларченко заняла несколько этажей. На протяжении 6 часов бойцы М.И. Ларченко вели бой в здании, на четвертом этаже и в подвале которого всё ещё оставались вражеские солдаты. К утру, подтянув свежие силы, противник выбил гвардейцев и вернул под контроль Госбанк. Сам старший лейтенант М.И. Ларченко во время штурма был тяжело ранен и попал в госпиталь.
Вторая попытка захватить здание Госбанка была предпринята 26 сентября. В этот день 2-й батальон 39-го гв. стрелкового полка совместно с 1-м батальоном 685-го стрелкового полка, получил задачу: наступая вдоль берега Волги, пробиться к позициям 92-й отдельной стрелковой бригады, которая была отрезана и уже несколько дней вела тяжёлые бои в окружении в район центральной переправы. Согласно плану одна рота 2-го батальона 39-го гв. стрелкового полка атаковала сопку в 300 метрах юго-восточнее Госбанка, а другая рота в это время штурмом должна была овладеть самим Госбанком. Параллельно 1-й батальон 685-го стрелкового полка должен быль наступать вдоль берега реки на соединение с 92-й отдельной стрелковой бригадой. Противник, понимая важность удержания Госбанка, как опорного узла, в течение последних дней укреплял его борону. Так, по данным советской разведки и наблюдения, противник за ночь подтянул до роты пехоты и установил дополнительное мелкокалиберное орудие. Во время штурма при подходе бойцов на 20-30 метров противник забросал их ручными гранатами и закрыл подступы к зданию сильным миномётным огнём из глубины обороны. Из-за плотного огня штурмующие подразделения, даже не смогли подойти к зданию. Понеся потери 12 человек убитыми и 18 ранеными они вынуждены были отойти на прежние позиции.
С каждым днём обе стороны убеждались в значимости владения Госбанком. Командование 13-й гв. стрелковой дивизии не переставало предпринимать новые попытки овладеть ключевым объектом. Уже через три дня, 29 сентября, 2-й батальон 39-го гв. стрелкового полка вновь получил приказ двумя штурмовыми группами захватить Госбанк. Из опыта предыдущих попыток были сделаны соответствующие выводы. Во время первого штурма противник забаррикадировался в подвале, откуда его было трудно выбить. Поэтому в этот раз в состав штурмовых групп были включены огнемётные команды. Под покровом ночи группы общей численностью 26 человек подползли к зданию, затем огнемётчики выжгли подвалы и окна первого этажа. Противник с верхних этажей открыл сильный огонь, остановив продвижение наших групп. Параллельно со стороны Домов Специалистов группа автоматчиков до 40 человек контратаковала наши наступающие подразделения. Понеся значительные потери группы отошли назад к занимаемым позициям.
На протяжении четырёх месяцев противник удерживал Госбанк, тем самым оттягивая на себя часть сил 13-й гв. стрелковой дивизии. Здание постоянно подвергалось обстрелу нашей артиллерии, но крупных попыток отбить его больше не предпринималось. Окончательно захватить Госбанк удалось только 31 января, когда 730-й стрелковый полк 204-й стрелковой дивизии, наступая вдоль Сталинской набережной в направлении площади 9-го января, уничтожал остатки южной группировки. 730-й стрелковый полк выбил гарнизон противника из здания Госбанка, остатки которого сдались в плен советским войскам.
Рассматривая историю боёв за Госбанк напрашивается много выводов, можно и дальше углубляться в точные цифры раненых и убитых, какие силы были задействованы в каждом конкретном случае, но на наш скромный взгляд важно понимать одно; по большому счёту в Сталинграде советские войска только начинали учиться уличному бою, и конечно же этот опыт оплачивался кровью. История с Госбанком отлично иллюстрирует ту самую клишированную фразу: "бились за каждый дом, за каждый этаж", но ведь так оно и было...
Что вы думаете по этому поводу. Делитесь своим мнением в комментариях.
Спасибо, что дочитали до конца. Мы продолжим, а с вас лайк!
Не забудь подписаться на канал