Найти в Дзене
Психаки

Как защититься от мошенничества с банковскими картами

Позавчера жене позвонила девушка. Представилась как сотрудник службы безопасности одного банка. Сообщила, что прямо сейчас, в данный момент, кто-то, вероятно мошенники пытаются поменять телефон, который указан при регистрации женой в личном кабинете банка (специальное мобильное приложение).

У нее были личные данные жены: фамилия имя и отчество, паспортные данные. Правда, жену смутило, что номер телефона, с которого поступил входящий звонок странный, не похож на номер телефона банка.

Photo by Amin RK on Unsplash
Photo by Amin RK on Unsplash

Тем не менее, каким-то образом, девушке удалось ее заболтать и убедить назвать номер банковской карты. Дескать, это нужно для того, чтобы убедится, что карта у жены с собой, и с ней все в порядке.

У жены возникли сомнения, но мошенница действовала так уверенно и спокойно, сохраняя вежливый тон, устраняла все возражения жены, что жена ей в конечном счете доверилась. Но спросила, почему такой странный телефон. На это девушка сказал, что если у нее есть вопросы или дополнительные сомнения, она может переключить жену на начальника отдела безопасности.

Далее к разговору подключился "начальник отдела безопасности банка", который также дал пояснения, предложил перезвонить с другого телефона (официального), а также сказал, что если жена не будет сотрудничать, то банк ничего не сможет сделать, и мошенники спишут деньги с ее счета. Страх потерять деньги перевесил сомнения.

Фото Vitolda Klein
Фото Vitolda Klein

Ее попросили сообщить код SMS, который пришел ей на телефон, для того, чтобы она подтвердила, что она это она, телефон у нее в руках, и что в личный кабинет пытаются получить доступ именно мошенники, а не она сама. Если этого не сделать, банк не сможет помочь, и деньги спишут мошенники. Дескать, счет идет на секунды.

Деньги жены спасли два фактора. Во-первых, она тянула время, делала все медленно, в том числе намеренно слишком долго искала и сообщала код. Во-вторых, прежде чем назвать номер карты и код из SMS она попробовала перевести деньги с раскрытой мошенникам карты на другую нераскрытую.

Оказалось, что в банк практически одновременно поступило два разнонаправленных поручения. Одно предписывало банку перевести деньги клиента с одной карты на другую, а другое предписывало перевести те же деньги в другой банк - вероятно на счет мошенников.

Фото Eduardo Soares
Фото Eduardo Soares

В итоге реальная, а не фальшивая служба безопасности банка временно заблокировала карту и счет жены в связи с подозрительной ситуацией. Так деньги были спасены и не достались злодеям.

Из этой реальной истории можно сделать несколько полезных выводов, рекомендаций и советов:

1) Внимательно читайте сайт банка и условия обслуживания. На сайте банка жены прямым текстом написано, что сотрудники банка не звонят своим клиентам ни при каких обстоятельствах. Это исключено. Таким образом, если Вам позвонили из банка, скорее всего, это мошенники. Она, к сожалению, это упустила.

2) Сотрудники банка не вправе оказывать психологическое давление на клиента, шантажировать его, пугать. Если Вы чувствуете, что стали жертвой подобной манипуляции, прерывайте контакт, звоните по официальному телефону банка и проверяйте ту, информацию, которую Вам озвучили по телефону.

3) Не храните значительные денежные средства на картах, которые засвечены в публичном пространстве, в том числе в Интернет, а также в мессенджерах, которые легко взламываются хакерами.

4) В случае такого звонка попробуйте быстро перевести деньги с одной своей карты на другую. Жену спасло именно это, так как одновременное совершение разнонаправленных банковских операций считается подозрительным, и банковское обслуживание, как правило, приостанавливается.

5) Записывайте телефонный разговор "с представителем банка", или , как вариант, прямо сообщите тому, кто звонит, что вы это делаете. Например, спросите: Вы будете не против, если я запишу наш разговор? Уже одно только это может остановить мошенника.

Его голос на пленке может стать доказательством в случае уголовного преследования. По голосу также может быть установлена личность мошенника с помощью аудио экспертизы.

6) Не спешите что-либо делать в ответ на запрос по телефону, посоветуйтесь с близким человеком. Задача мошенников создать цейтнот, испугать человека, чтобы он встревожился и в состоянии стресса совершил ошибку.

Близкий человек не позволит это сделать. Одна голова хорошо, а две лучше. Многие спаслись от мошенников тем, что прежде чем, что-то делать, советовались с доверенным человеком.

7) Прежде чем пользоваться банковскими картами изучите систему безопасности их применения, наиболее распространенные формы мошенничеств, о которых есть немало материалов в СМИ. Тогда звонок банковского афериста не застанет Вас в врасплох. Вы будете точно знать свои права и возможности, а также что стоит делать, а чего не стоит.

Фото Paul Hanaoka
Фото Paul Hanaoka

Итак лучший вариант, если Вам позвонил банковский аферист, это:

- записать разговор с ним, чтобы затем передать эту запись в службу безопасности банка;

- тянуть время, не реагировать на психологические провокации из серии: "Ваши деньги сейчас снимут", "Банк не будет за это нести ответственности" и т.п.;

-посоветоваться с близким человеком;

- попробовать дозвониться до службы безопасности банка по официальному номеру телефона на сайте банка;

- перевести деньги на другой счет в том же банке.

Запись разговора может помочь правоохранительным органам найти преступников и наказать их. Если кто-то еще сталкивался с подобными мошенниками, оставляйте свои советы и рекомендации в комментариях к этой статье.

Информация будет полезна всем, кто пользуется банковскими картами и банковскими приложениями в мобильных телефонах. Ведь завтра могут так позвонить любому.

***

Вы можете поддержать меня как автора подпиской на канал, рекомендациями друзьям и знакомым, лайками, репостами, комментариями, а также приобретением моих книг: "Что делать и кто не виноват", а также "Я и они".

Предложения и отзывы присылайте на: psychologan@yandex.ru. Оставляйте фидбэки в комментариях под этой заметкой, чтобы я мог улучшать сервис.

© Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично), или иное использование материала возможно только с письменного согласия автора.

Данная статья не является ни психологической, ни медицинской консультацией, создана в просветительских целях. За помощью обращайтесь к специалистам.

***

Материалы на канале на похожую тему:

Как отбелить черную риторику
Психаки30 сентября 2021
Личные границы
Психаки19 июня 2021
Цыганский гипноз
Психаки7 марта 2021
Психологическое насилие
Психаки2 марта 2022

***