Найти тему
Александр Асов и К°

Двоеверие храмов Владимирской Руси

Оглавление
Храм Покрова на Нерли
Храм Покрова на Нерли

Храмы Владимиро-Суздальской Руси, возведенные в XII-XIII веках, называют песней в камне... Но только песней, слова коей утрачены, неясны. В самом деле, что за странные образы изображены на стенах Дмитровского собора во Владимире, Георгиевского собора в Юрьев-Польском, на вратах и стенах Суздальских храмов?

Какие только мнения не высказывались на сей счёт. Чаще всего искали смысл образов в апокрифической и ветхозаветной литературе. И лишь Б.А. Рыбаков справедливо заметил, что эти образы имеют отношение к дохристианской культуре Руси.

Казалось бы, чего проще? Обратиться именно к литературным памятникам XII века, да и к более ранним. К примеру, к "Слову о полку Игореве", пронизанному языческими образами. Ведь сам поход Игоря произошёл за десять лет до начала строительства Дмитриевского собора. Одного этого обращения достаточно, чтобы ощутить народную стихию тех лет.

Да и сами образы, имеющиеся на стенах храмов, повторяют те же образы, имеющиеся на вполне языческих предметах, наручах и прочем...

К примеру, можно сравнить их с образами на языческой братине из Черниговского кургана... Вот посмотрим и сравним...

Вверху 1) Дажьбог (А. Македонский) на грифоне с русальным жезлом, рядом Вавила; 2) в центре Жива с опущенными рукавами, рядом лучник-Ярила и князь Яр, отождествляемый с Гераклом; 3) в Центре Бус Белояр с дудочкой, и сражение, вероятно Златояра с Германарехом...
Вверху 1) Дажьбог (А. Македонский) на грифоне с русальным жезлом, рядом Вавила; 2) в центре Жива с опущенными рукавами, рядом лучник-Ярила и князь Яр, отождествляемый с Гераклом; 3) в Центре Бус Белояр с дудочкой, и сражение, вероятно Златояра с Германарехом...

Двоеверие на Владимирщине

Ныне время до завоевания Руси монголами называют эпохой двоеверия. Полагают, что князья и пришлое греческое духовенство насильно обращало народ в христианскую веру, а народ стойко держался за старину, помещал новых христианских святых рядом со старыми богами.

Но конечно же, всё было много сложнее. И если поначалу в народе христианство приживалось с трудом, то спустя годы, после смены поколений, забвения старых обрядов, вера, понимаемая только через обрядовое действо, стала внешне христианской.

Древняя духовная ведическая традиция оказалась хранимой только образованным сословием: частью священства, которое ратовало за соединение русской ведической и византийской христианской вер, а также некоторыми князьями, чтившими старину. Одичавшее же колдовское, ведовское язычество продолжало хорониться по окраинам, оно ещё долго давало о себе знать, выливалось в восстания и языческую вольницу.

Так было и во Владимирской Руси рубежа XII-XIII веков, когда при князе Андрее Боголюбском, а потом и при его брате Всеволоде Большое Гнездо стали возводится удивительные храмы.

Дмитриевский собор
Дмитриевский собор

Тогда среди Владимирского священства князем Андреем Боголюбским был выделен и выдвинут в епископы отец Феодор. Современники его прямо называли волхвом, ибо он выступал за сохранение прадедовских обычаев, с частности ратовал за мясоедение в православные праздники, совпадавшие с древними ведическими. В 1169 году отец Феодор был проклят митрополитом Константином, греком. Он был признан "волхвом" и "еретиком", а потом казнён в Киеве, тогда были сожжены и некие писанные им книги. Следует сказать, что дядей Феодора был боярин Петр Бориславович, предполагаемый автор "Слова о полку Игореве", — как видим, в сём семействе свято чтили древлюю веру. Очевидно, духовная жизнь во Владимирской Руси тех лет была своеобразной, епископами были... бывшие волхвы, более почитавшие традицию, восходившую к Бояну, чем к Моисею.

И сии волхвы-епископы были поддерживаемы князьями. Так Андрей Боголюбский вместе с поддержавшими его берендеями-язычниками (в летописях всегда указывалось, что берендеи были "поганой веры") из-за казни отца Феодора пошёл войной на Киев, и сжёг его, и особо тогда пострадали "от поганых" киевские монастыри и церкви.

Продолжил ту же линию и Всеволод Большое Гнездо, сменивший брата Андрея на престоле. Известно, что даже сына своего Юрия (будущего святого правителя сокровенного Китеж-града) он постриг по языческому (ведическому) обряду при вступлении в совершеннолетие.

И о том же мировоззрении, в коем соединились образы Евангелий и Вед, говорят и стены храмов, возведённых в те годы.

Каменные Песни Владимирских храмов

1. Песнь о Вышне и Свароге.

Один из древнейших храмов Владимирской Руси — Георгиевский собор в Юрьев-Польском. Начато его строительство было при Юрии Долгоруком, а закончено при его внуке, сыне Всеволода III Святославе накануне монгольского завоевания.

Георгиевским сей собор был назван в честь небесного покровителя Юрия Долгорукого святого Георгия. Но когда, при Всеволоде III и Святославе, он обрел каменное убранство, вероятно, в народе его стали называть также и храмом Триглава.

Кроме многочисленных львов и китоврасов, персонажей как Вед, так и библейских сказаний, мы можем видеть угловую колонну собора, украшенную Триглавом. Это явно не христианская Троица, ибо её не изображали так. Мы видим даже два Триглава: один (Малый) порождает другой (Большой).

Триглавы Георгиевского собора
Триглавы Георгиевского собора

Здесь в камне явлен важнейший образ Ведической Традиции: образ Миропроявления Триединого Вышня, Большого Триглава. Вышень родился в нашей Вселенной из Триединого Отца, Творца-Твастыря, или Сварога-Твастыря, то есть из Малого Триглава. Вышень — Творец всех миров, вначале Он Сам родил Своего Отца, а потом стал Его Сыном.

Ибо Вышень "Сын, воздвигнувший в Яви с Навью два великих имя Сварога"; Он также "возвысил и третье имя во Сварожьей небесной выси" ("Книга Коляды" II а). Так Триединый Сварог породил Триединого Вышня, который "шагнул три раза - широко чрез простор Вселенной". Вышний — "Юноша Сын Закона, Явь и Навь и Навь и Правь перешедший. Тот, в следах чьих - источник меда, в высшем следе - сияет Сурья. Тот, следы чьи соединяют триедино Землю и Небо" ("Книга Коляды" II а). Вышний проявлен в Трёх ликах: Явью, Навью и Правью.

Этот текст Вед и иллюстрирует колонна Георгиевского собора в Юрьев-Польском.

2. Песнь о Дажьбоге.

Более всех украшен каменными образами Дмитриевский собор. Он был построен как дворовый храм Всеволода III в 90-х годах XII-го века. Назван он был Дмитриевским в память святого Дмитрия Солунского. Дмитрием был назван при крещении и сам князь Всеволод Большое Гнездо, но всё равно князя мы знаем только под его славянским (языческим) именем.

Это может показаться удивительным, но большая часть рельефов храма со дня его постройки и до недавнего времени не выставлялась на обозрение. Сии рельефы, именно те, что изображали героев Вед, были закрыты пристройками, галереями и не были видны никому. А иные рельефы, в том числе и христианские, были скрыты от горожан высокими стенами детинца, ибо скульптуры и рельефы не были приняты византийским духовенством, боровшимся и с античным наследием.

Очевидно, указание скрыть рельефы дал ещё сам Всеволод, дабы не вызвать неудовольствия у ортодоксального священства. Раскрыты рельефы были только после реставрационных работ в 1837-1839 годах, когда смысл изображённого был уже неясен.

И что же мы видим нас стенах храма кроме христианских сюжетов: Крещения Господня, изображений святых и прочего? Во-первых изображения самого Дажьбога и его священного животного Царственного Льва (на рельефах Дмитриевского собора 125 раз изображены львы).

Дажьбог (Давид)
Дажьбог (Давид)

В центральной закомаре западного фасада мы видим Дажьбога с гуслями (или свитком законов?). Особенно ценно то, что рельеф сопровождает надпись: ДА-БЪ. Эта надпись означает именно Дажьбог (или Дабог), прочтение Давид вторично и сомнительно. Замечу, крамольную надпись до сего времени тщательно затушевывали при всех изданиях фотографий сего рельефа, но её можно наблюдать просто подойдя к храму.

На южном фасаде (правая закомара) вновь изображен Дажьбог, летящий на волшебных птицах. Обычно, это изображение толковали как изображение летящего на птицах Александра Македонского (за которым Б.А. Рыбаков разглядел и самого Дажьбога). Хотя с тем же успехом его можно было толковать и как изображение Кея Кавуса из иранских преданий.

Все сии образы восходят к одному и тому же праобразу: летящему на волшебных весенних птицах Тарху Дажь-богу (или Аполлону Таргелию, Вишну).

Дажьбог-Аполлон-Александр Македонский
Дажьбог-Аполлон-Александр Македонский

Да и в "Книге Коляды" (XII в) говорится, что Дажьбог прилетает весной на "златой колеснице Солнца". Колесницу ту "Книга Коляды" (I а) называет также и "золотой лодкой". "Гамаюн колесницу ту принесла. Как летит Гамаюн в небе синем приклоняются все дубравы". А в "Книге Велеса" (Крынь 7:1) сказано: "Дажьбог на лодке своей плывет в Сварге синей (в небе синем)... И мы видим, как золото то Огнебогом распалено, И это дух всякой жизни, и прибежище тварям земным. И всякий благой муж может видеть это, а злому Бог не дает зрения..."

Этот же образ Дажьбога-Аполлона мы видим и на братине из Черниговского клада (см. выше). Более подробно о символике сего образа сказано также в статьях "Космопорт Дажьбога" и "Как Аполлон по небу летал" и проч...

3. Песнь о Перуне и детях его.

На стенах Дмитровского собора можно найти и иные языческие (ведические) сюжеты. В середине правой арки западного фасада мы видим такую группу: Лучник пускает стрелу в огромную Птицу, которая преграждает Лучнику путь к некому Чудовищу.

-7

То, что этот рельеф изображает одну из песен "Русских Вед", и не может быть отнесён к сюжетам античного язычества, легко показать, сопоставив сей рельеф с изображением Лучника и Птицы с оковки турьего рога из Чёрной Могилы (русское языческое захоронение). Кажется, что эти изображения скопированы с одного рельефа, насколько они близки. Преемственность именно русской языческой изобразительной традиции здесь очевидна.

Оковка Турьего рога из Чёрной могилы
Оковка Турьего рога из Чёрной могилы

Этот сюжет хорошо известен по "Русским Ведам". Речь здесь идёт о подвиге Перуна, который отправился в Навь, дабы поразить Скипера-зверя, царя загробного мира. Путь ему преградила Птица Могол (или Гамаюн). Перун пустил громовую стрелу в Птицу, и та пропустила Перуна. "Тут снимал Перун лук тугой с плеча, натянул тетивочку шелковую и пустил стрелу позлачёную. Прострелил Птице правое крылышко из гнезда тотчас птица выпала..." (Книга Коляды V б).

Потом этот подвиг повторяли дети и внуки Перуна: Дажьбог, Яр-Арий, а потом и Зарян (у греков он же Геракл), затем Рус. На соседнем рельефе мы видим того же героя, который булавой поражает льва.

-9

В герое ныне обычно видят Геракла, но мы и в нём скорее готовы признать опять-таки Перуна, который также сражался со Львом (своим сыном Дажьбогом, обернувшимся в Льва). Тем более, что булава его мало напоминает дубину Геракла, она более походит на громовую "тоегу" Перуна (смотри, например, Перуновы тоеги из храмов Ретры и Свинторога).

В поздних русских былинах с Птицей-Соловьем у речки Смородины сражается Илья Муромец, а с Птицей Моголом Иван-Царевич. Но это поздние переложения того же сюжета. Тем более, в белорусских сказах место сих героев занимает опять таки Царь Гром или Пярун. Так что, у нас есть все основания видеть в сих рельефах Дмитровского собора изображение Перуна.

Песнь о Велесе и Змее Огненном Волхе.

Ведическое имя Всеволода значит "всем владеющий". Таковое имя даёт носящему его покровительство Велеса — бога властителя, владыку, а также покровительство Волха (Вольги, Вука), воинской ипостаси Велеса.

Велес почитался и покровителем самого города Владимира, Изображения Велеса находили на древних урочищах близ Владимира, здесь немало Волосовых мест, Ярилиных полян (Ярила — весенняя ипостась Велеса).

Велес и птица Матерь Сва
Велес и птица Матерь Сва

Потому Велеса и Волха мы также находим среди изображений на стенах Дмитровского собора. И прежде всего лик Велеса, помещенный рядом с Птицей, можно выделить на восточных апсидах. Лик Велеса весьма похож на известный Велесов лик Збручского идола.

В"Велесовой книге", Велес и Птица Матерь Сва-Слава также являются рядом, ибо древние русичи почитали Велеса "как Отца Божьего: Отцом нашим, а Матерью — Славу" (Род, Пров:6).

А воинский лик Велеса — бога Змея Огненного Волха мы находим на западном фасаде, левой арке. Там изображен бог — полу-рыба, полу-дракон, полу-птица, полу-человек, который сражается с Волком. В таком виде являлся только Волх, ставший впоследствии былинным богатырем Вольгою. Волх, как Вольга (и южнославянский Змей Огненный Вук) умел "обертываться Ясным Соколом и парить легко по подоблачью", мог также "превращаться в Волка серого — рыскать Волком в лесах дремучих", обращался он и "быстрой Щукой" и гулял по морю синему, принимал и иные образы ("Книга Коляды" III д).

Велес-Волх
Велес-Волх

Изображенное на рельефе сражение Волха-Велеса с Волком суть сражение его с Чёрным богом, являвшимся в виде Волка, который готов поглотить весь мир.

Венчает же ведические сюжеты Дмитровского собора Уточка Нави и Яви, Уточка Велеса и Рода-Седыя, которая творила мир вместе со Сварогом в начале Миротворения. Она находится на самой вершине, на кресте собора.

-12

И эта Уточка, как и образ Велеса, сражающегося с Волком, представляет вечное сражение между силами Нави и Яви, которое и являет саму Правь, Небесный Закон. Об этом нам говорят все рельефы Дмитриевского, Покровского и Георгиевского соборов.

Подписывайтесь на Дзене, а ещё на резервные каналы:

В Ютубе; в Rutube; во Вконтакте; в Телеграме

Заказать книги Александра Асова можно в Wildberries или в Ozon, а ещё в Читай-городе . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси, а также "Сказания славян".