Найти тему
История для всех

Отражение религиозных верований в произведениях древневосточной литературы

Египет: Выдающимся памятником литературы Древнего царства являются «Тексты пирамид» – надписи, начертанные на стенах внутренних помещений в пирамидах пяти фараонов и относящиеся примерно к концу XXV – середине XXIII вв. до н. э. Это едва ли не древнейшее в мировой литературе собрание религиозно‑магическихтекстов (магические формулы, гимны богам, обрывки мифов и т. п.).

В эпоху Среднего царства появилась «Песнь арфиста» – совокупность приблизительно 15 текстов, связанных между собой общим направлением мысли и мироощущением. «Песнь» не просто высоко оценивает земную жизнь, но и полна неприкрытого скептицизма по отношению к загробным верованиям. Это свидетельствует о наличии в Египте эпохи Среднего царства разных течений религиозно‑общественноймысли, иногда прямо противостоявших друг другу.

В эпоху Нового царства некоторые мифологические сюжеты становятся сюжетами сказочных произведений, предназначавшихся для развлечения. Таков миф об Осирисе и Исиде – центральный миф египетской религии, а Осирис, начиная с эпохи Среднего царства, – одно из самых любимых и почитаемых египетских божеств.

Индия: Индусы признают два вида авторитетной религиозной литературы: шрути («услышанное»), считается либо вечным и самосущим, либо проявленным в результате божественного откровения, и смрити («воспоминание»), считается созданием человека и обладает меньшим авторитетом. Ведическая литература включает в себя все шрути, и некоторые смрити, и, в первую очередь, четыре основных собрания (самхита), каждое из которых носит название веда («священное знание»). Из вед самой древней и наиболее важной является Ригведа (Веда гимнов), содержащая 1028 гимнов. Гимны состоят в среднем из десяти строф каждый и

исполнялись во время ритуалов, посвященных огню и соме («священное возлияние»); они сгруппированы в десять разделов (мандала), из которых разделы 2–7 признаются наиболее архаичными. Окончательная редакция памятника была, вероятно, завершена к 10 в. до н.э. Основным содержанием гимнов Ригведы является восхваление ведических богов и обращение к ним с молениями.

Вторая веда, Самаведа (Веда песнопений), содержит 1549 строф, почти полностью заимствованных из Ригведы и используемых как напевы во время жертвоприношения сомы (и богу Соме). Самаведа содержит также песенники (гана), поясняющие способ исполнения этих строф.

Третья веда, Яджурведа (Веда жертвенных формул), существующая в нескольких редакциях, была руководством для жрецов, непосредственно отправлявших ритуал жертвоприношения, сопровождаемый декламацией, молитвами и песнопениями других жрецов. Она состоит из строф, в основном заимствованных из Ригведы, и прозаических формул (яджус) и была отредактирована позже, чем Ригведа.

Четвертая веда, Атхарваведа (Веда заклинаний и заговоров), существует в нескольких редакциях и включает 730 гимнов, содержащих около 6000 строф, а также прозу. Язык Атхарваведы указывает на то, что она была составлена позже Ригведы, из которой она заимствует некоторые материалы. Атхарваведа содержит разнообразные заклинания, направленные против отдельных личностей, демонов и болезней или на обретение удачи в любви, на приращение потомства и материальное благополучие.

Месопотамия: В списках начала II тыс. до н.э. сохранилось около полутора десятка шумерских поэм мифологического содержания: Энлиль и Нинлиль, Бог Энки и Нинхурсаг, Энки и Шумер и др., в которых содержится рассказ о возникновения Вселенной, сотворении первого человека и начале существования Шумера

Самым знаменитым произведением является «Эпос о Гильгамеше».Гильгамеш -- реально существовавший исторический персонаж, царь Урука в XXVII-XXVI веках до н.э. Еще в древности он стал героем ряда поэм, и позднее на этой основе сформировался целый эпос.

Поэма начинается с того, что Гильгамеш царствует в Уруке, притесняя жителей. Они молят богов найти управу на него. Боги создают дикого человека Энкиду, который равен по силам Гильгамешу. Они становятся друзьями и вместе совершают ряд подвигов. Затем богиня Иштар влюбляется в Гильгамеша, но он отвергает ее. Разгневавшись, она делает так, что Энкиду умирает. Смерть друга заставила Гильгамеша задуматься о бренности человеческого существования и начать поиск бессмертия. Он узнал, что его дальний предок Утнапишти -- единственный из всех людей -- получил от богов бессмертие. После долгих странствий Гильгамеш находит Утнапишти.

Китай: конфуцианскому канону противостоит литература даосизма. Произведение, определившее специфику этого учения, ориентирующегося не на общество, а на природу, – «Дао дэ цзин» («Книга о Дао [пути] и дэ [благой силе]», чаще это произведение именуется по указанию создателя – «Лао - цзы») – содержит 5000 иероглифов и 81 главу. Оно приписывается основателю учения Лао - цзы (VI-V вв. до н. э.), хотя, по- видимому, написано позже. Полный свод даосских канонических текстов «Дао цзан» («Сокровищница даосских писаний») складывался веками и был впервые опубликован в 1019 г. объёмом в 4565 томов. В противовес вниманию Конфуция к правильности поступков даосы развивают концепцию недеяния, слияния с природой.