В 1957 - 1964 годах недалеко от города Шепетовка Хмельницкой области было раскопан довольно большой город Древней Руси, жизнь которого прервалась, как предполагают археологи, в 1241 году: именно в этом году армия монголов, захватив Киев, двинулась на Запад. Уникальность этих раскопок определялась двумя основными обстоятельствами: во-первых, город больше не восстанавливался и остался почти в том виде, в котором его оставили монголы, а во-вторых, город стал единственным полностью расчищенным археологами городом Древней Руси (чтобы понять, насколько впечатляющими были находки археологов, достаточно сказать, что на раскопе было найдено более 1.500 предметов вооружения и останки около 2.500 человек). Все эти обстоятельства позволили реконструировать события, связанные его с гибелью, с достаточно высокой точностью.
Город состоял из детинца и посада общей площадью 36.000 кв.метров и был хорошо защищен системой укреплений, состоявших из нескольких линий рвов и валов, внутренний из которых имел деревянные стены-заборола. Однако эти укрепления не смогли спасти его жителей.
При штурме город был подожжен, но защитники сопротивлялись до последней возможности, особенно упорным был бой у угловых ворот. Как писал А. Кирпичников, участвовавший в раскопках,
"В руинах воротной башни посада, на которую было направлено острие неприятельского штурма, было встречено до десятка обгорелых копий и останки сгоревшего воина в кольчуге, посеребренном шлеме с копьем, мечом и, видимо, арбалетом. Судя по экипировке, речь идет о знатном воине, возможно, командире и предводителе, погибшем на передовом и в тот момент самом важном участке обороны города".
Другое найденное оружие было довольно хаотично разбросано по посаду и детинцу, очевидно, после прорыва осаждающих в посад, организованного сопротивления больше не оказывалось. Однако больше всего оружия - мечей, наконечников копий, наконечников стрел и арбалетных болтов и т.п. было обнаружено у валов.
Всего археологи обнаружили 40 наконечников копий (пик), 4 меча, 4 обломка мечей (и 14 наконечников ножен), 4 сабельные полосы, 5 сабельных наверший и 13 сабельных перекрестья, 12 боевых топоров, 22 булавы, 9 кистеней, 977 наконечников стрел, 17 наконечников арбалетных болтов, 2 шлема, 1 целую кольчугу и 10 кольчужных обрывков, 270 шпор (чтобы была понятна уникальность такого количества шпор - во всей Польше к 1956 году (к моменту написания статьи А. Кирпичниковым) найдено всего 218 шпор X - XIII веков).
Примечание: Об оружии, найденном при раскопках, будет подготовлена отдельная статья.
Но особенно интересно было расположение найденных наконечников стрел: подавляющее большинство из них было найдено так же на острие штурма - у ворот, и было выпущено нападавшими. Как пишет А. Кирпичников,
"Судя по количеству добытых наконечников, по городищенским укреплениям в месте штурма было произведено не менее 700–800 выстрелов, а в действительности, вероятно, много больше, так как часть стрел позже наверняка собрали. Массированный, скорее залповый огонь монгольских всадников, по-видимому, буквально изрешетил всю зону воротной башни. Судя по равномерной густоте находок, стрелы не только были направлены в смотровые отверстия заборол, но попадали рядом, в стену".
Причем выстрелы были сделаны из очень мощных луков: судя по состоянию найденных у ворот наконечников (место изгиба от огня), они уходили в дерево на глубину 3,5 - 4,5 см.
Всего было найдено 748 наконечников стрел, которые, скорее всего, были выпущены штурмующими, и при этом они почти точно соответствует стрелам монгольского Кара-Корума и образцам, найденным при раскопках других разоренных монголами городов (Княжая Гора, Райки, Колодяжин).
При этом современным любителям отрицать нашествие монголов и кричать о некоей "гражданской войне", следует обратить внимание на то, что стрелы защитников, которые, например, были найдены в сгоревшем колчане, отличались от стрел штурмующих (хотя последние использовали и "русские" стрелы). Как пишет А. Кирпичников,
"они хоть и близки тем, которые хотелось бы назвать монгольскими, но отличаются от последних по пропорциям и очертаниям пера".
После подавления организованного сопротивления началось избиение всего живого. Как пишет А. Кирпичников,
"Вся раскопанная внутренняя территория города представляла, по-видимому, не поле брани, а место казни и избиения в основном мирного населения. Первые антропологические наблюдения и характер обнаруженных костных травм показали, что захватчики, очевидно, уже после взятия крепости методически убивали не оказывавших сопротивление безоружных людей".
Об этом же пишет и Д. Рохлин, который занимался исследованием костяков:
"Значительная часть ранений была нанесена сзади и сбоку. Такие ранения холодным оружием могут быть нанесены уже раненому, поверженному и даже связанному пленному".
Однако, часть жителей каким-то образом смогла спастись и вернуться на пепелище, чтобы отдать дань памяти своим соседям: на территории было обнаружено несколько санитарных захоронений, совершенных в спешке в неглубоких ямах.
Археологи сделали предположение и о силах защитников города. В целом население города (вместе с пригородами) они оценивают в 3.000 - 3.500 человек. Отряд защитников города состоял из 100 - 150 человек профессиональных воинов (по количеству шпор) и нескольких сотен ополченцев. И вряд ли защитники города могли долго сопротивляться осаждающим, силы которых наверняка были не менее 3.000 - 4.000 человек, если исходить из сведений, которые приводит П. Карпини.
О раскопках пограничной заставы Руси можно прочитать здесь.
Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!