Найти тему
Молодость в сапогах

Керченско-Феодосийская десантная операция. 26 декабря 1941-2 января 1942.

Мы начали разговор на эту тему в первой части, из которой читатель в общих чертах понял, что высадка советских войск на северном побережье Керченского п-ва 26.12.41 сопровождалась большими и неоправданными потерями из-за плохой подготовки операции и отсутствия прикрытия с воздуха.

Однако, десант вступил в бой - после перехода в штормовую погоду и купания в ледяных волнах. Это подвиг сам по себе, даже без учета результатов, особенно принимая во внимание, что значительная часть десантников была обычными пехотинцами, которые максимум пару раз потренировались в посадке и высадке на корабли.

Декабрь 1941 года... "Генерал Мороз" якобы остановил блицкриг. А советские морпехи и самые обычные бойцы стрелковых дивизий прыгали в море и шли по горло в воде под огнем противника в бой. Им негде было согреться, негде высушить одежду, а главное, некогда - надо было продвигаться вперед, окапываться на занятых рубежах... На берегу не организовали ни одного медицинского пункта, никаких землянок, палаток для обогрева - начальство об этом как-то не подумало.

Эта статья - дань памяти тем, кто в нечеловеческих условиях, вопреки многочисленным "косякам" штабных (армейских и флотских), не надеясь выжить и пересидеть за камушком (долго ли проживет на холодном ветру вымокший до нитки человек зимой?) все-таки выполнял приказ и показал врагу, что такое драться на смерть. Их героизм оценили даже западные историки - немец Пауль Карел, автор двухтомника "Восточный фронт", в трагических красках описавший "героическое отступление" 46-й ПД Вермахта "в суровую крымскую зиму", отметил и наших десантников - "Советские солдаты демонстрировали невероятные чудеса храбрости. Несмотря на 20-градусный мороз, они подобрались к крутому берегу по шею в воде, создали там опорный пункт и без снабжения держались двое суток. Раненые превращались в затянутые ледком груды плоти..."

Далее ход событий излагается строго по документам ЦАМО. Ссылки будут в конце статьи.

Отчеты о боевых действиях. Дата создания документа: 31.12.1941 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 209, Опись: 1089, Дело: 14, Лист начала документа в деле: 1
Авторы документа: ЧФ.
Отчеты о боевых действиях. Дата создания документа: 31.12.1941 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 209, Опись: 1089, Дело: 14, Лист начала документа в деле: 1 Авторы документа: ЧФ.

Задачей операции было создание предпосылок для деблокирования Севастополя и освобождения Крыма.

Первоначально директивой командующего Закавказским фронтом (далее ЗакФ) № 01696 от 13.12.41 предполагалось одновременно высадить десант силами ЧФ на участках Опук- Ссыпной пункт-Феодосия-Коктебель, подавив огнем корабельной артиллерии сопротивление противника в районе высадки. Далее основные силы ЧФ должны были обеспечить высадку частей и подразделений 44-й Армии в Феодосии через захваченный порт, которым ставилась задача совместно с морскими и воздушными десантами у Арабата полностью уничтожить Феодосийскую группировку противника и овладеть районом Сейтджеут - Кошай - Ак-монай - Арабат - Владиславовка - Султановка, упорно обороняя его до уничтожения Керченской группировки противника, а также частью сил наступая на Марфовку в помощь 51-й Армии (форсирующей Керченский пролив).

Серия мелких десантов должна была не допустить продвижение немецких войск по дорогам вдоль побережья Черного моря в районе Алушта - Феодосия. ВВС ЧФ ставилась задача нанести упреждающие удары по аэродромам противника и обеспечить прикрытие с воздуха кораблей и десанта в районе Феодосии и на переходе морем.

Керченская ВМБ (военно-морская база), эвакуированная при отступлении из Крыма, но сохранившая свое название и структуру, должна была обеспечить форсирование войсками 51-й Армии Керченского пролива, подчиняясь в оперативном отношении командующему 51-й Армии, как и Азовская военная флотилия, на которую возлагалась высадка десанта на северном побережье Керченского п-ва в районе Ак-Монай, Новый Свет, Арабат, Мама Русская (ныне пос. Курортное на берегу бухты Морской Пехоты у мыса Зюк) и мыс Хрони. Соответственно авиация 51-й Армии должна была поддержать керченский десант с воздуха.

Современный вид на мыс Зюк и бухту Морской пехоты. Настоящих фото высадки первой волны десанта на Керченском п-ве нет и быть не может. Их некому было просто делать. Имеются только снимки погрузки десанта и его движения.
Современный вид на мыс Зюк и бухту Морской пехоты. Настоящих фото высадки первой волны десанта на Керченском п-ве нет и быть не может. Их некому было просто делать. Имеются только снимки погрузки десанта и его движения.

Забегая вперед, отметим: если ВВС ЧФ хоть как-то в операции поучаствовали, то со стороны авиации 51-й Армии из-за плохой погоды и недостатка горючего (официально) никакой поддержки десанту не было оказано и он понес серьезные потери непосредственно в море от ударов немецких бомбардировщиков, которым плохая погода почему-то не сильно мешала.

Готовность к проведению операции для всех частей и подразделений определялась на 19.12.41. Конкретную дату (время "Ч") должны были сообщить дополнительно.

Однако, тяжелое положение Севастополя внесло в планы коррективы. Потребовалась срочная переброска подкреплений и боеприпасов в осажденный город, для чего были задействованы частично уже проходившие подготовку к высадке войска (388 СД, 345 СД и 79 ОСБ) и часть транспортов. По приказу Ставки (телеграмма от 20.12.41 № 005898) отбыл в Севастополь и Командующий ЧФ вице-адмирал Октябрьский. Десантную операцию пришлось отложить.

17.12.41 началось очередное наступление немецко-румынских войск на Севастополь, что в свою очередь ослабило не только десантные части Красной Армии (за счет отправленных в Севастополь подкреплений), но и вынудило противника снять часть сил с Керченского направления - 20.12.41 была переброшена под Севастополь 170-я ПД Вермахта. Новый план высадки десанта подразумевал отказ от плана одновременного удара по многим направлениям. Захват Феодосии теперь планировался через 3 дня после высадки на Керченском п-ве, т.к. только к 27-28 декабря могли быть опять сосредоточены необходимые для проведения операции силы Черноморского флота в портах погрузки десанта (Анапа, Туапсе и Новороссийск).

Активный участник описываемых событий крейсер "Красный Кавказ".  Высаживал десант в Феодосии. Переживший войну, перевезший более 25 тысяч человек, отразивший около 200 воздушных атак, первый Гвардейский корабль ЧФ, флаг которого пронесли на Параде Победы, кончил свою жизнь в 1952 году в качестве мишени для испытания крылатой ракеты. Зато избежал продажи на металлолом в "независимой Украине". Ныне покоится на дне Черного моря.
Активный участник описываемых событий крейсер "Красный Кавказ". Высаживал десант в Феодосии. Переживший войну, перевезший более 25 тысяч человек, отразивший около 200 воздушных атак, первый Гвардейский корабль ЧФ, флаг которого пронесли на Параде Победы, кончил свою жизнь в 1952 году в качестве мишени для испытания крылатой ракеты. Зато избежал продажи на металлолом в "независимой Украине". Ныне покоится на дне Черного моря.
МО-4 - "Малый охотник". Еще один герой черноморских десантов.
МО-4 - "Малый охотник". Еще один герой черноморских десантов.

Как уже отмечалось, десант на северное побережье Керченского п-ва осуществлялся при участии Азовской военной флотилии. Разделенный на пять отрядов десант включал в общей сложности:

  • 7681 человек;
  • 8 орудий 45 мм;
  • 12 орудий 76 мм;
  • 4 зенитные пушки 37 мм;
  • 9 минометов 120 мм;
  • 6 танков Т-26;
  • 1 рация;
  • 1 автомашина;
  • 18 лошадей.

Погрузка войск организованно и без особых проблем прошла в порту Темрюк с наступлением ночи 24.12.41. Высадка намечалась на 5 утра 26.12.41, т.е. отряды должны были выйти к заданным районам до восхода солнца, чтобы избежать атак авиации противника и минимизировать потери при высадке первой волны десанта. К 10 утра 25.12.41 посадка войск была полностью закончена. А вот дальше начались проблемы.

АзВФл располагала весьма ограниченными возможностями и для перевозки необходимого количества войск было задействовано все, что плавало - сейнеры, баржи, шхуны, шаланды, катерные тральщики (КАТЩ) и т.п., имевшие совершенно разные ходовые характеристики и часто не имевшие радиооборудования. В качестве высадочных средств предназначались т.н. "байды" - плоскодонные рыбацкие лодки грузоподъемностью до 3-х тонн. Решив взять на борт больше войск и снаряжения, командование Флотилии приказало байды вести на буксире, что стало роковой ошибкой - большинство из них затонуло в штормовую погоду на переходе. Предполагалась для использования в той же роли и часть сейнеров.

Для сведения читателей мы приводим В ОРИГИНАЛЕ полный список десанта по отрядам с перечислением задействованных кораблей и судов ( стр. 99-101 Отчета, ссылку см в конце статьи).

-6
-7

Наиболее "серьезными" в плане огневой поддержки кораблями являлись канонерские лодки с двумя 130-мм орудиями - КЛ "Дон", "Днестр" и Кл №4, тральщики и катера имели 45-мм орудия и пулеметы.

Взорванная экипажем 23 августа 1942 году КЛ "Дон". Маленький герой АзФл. Экипаж сражался до последнего снаряда, обороняя порт Темрюк. Судьбы кораблей чем-то похожи на судьбу людей, как пелось в песне про "Аврору". Бывшая грунтовозная шаланда Азовтехфлота была призвана на войну и вошла в состав Флота в качестве сторожевого корабля с 7 июля 1941 года. В октябре КЛ и его экипаж выстояли в неравном бою с вражеской авиацией, атаковавшей одиночный корабль группами по нескольку самолетов весь день. Пережив ад высадки на Керченский п-ов, корабль попал в ловушку в августе 1942 года, после краха Крымского фронта. Не имея возможности прорваться через Керченский пролив, был взорван экипажем. После войны был восстановлен и возвращен Азовтехфлоту, где честно трудился по гражданской специальности до 60-х годов.
Взорванная экипажем 23 августа 1942 году КЛ "Дон". Маленький герой АзФл. Экипаж сражался до последнего снаряда, обороняя порт Темрюк. Судьбы кораблей чем-то похожи на судьбу людей, как пелось в песне про "Аврору". Бывшая грунтовозная шаланда Азовтехфлота была призвана на войну и вошла в состав Флота в качестве сторожевого корабля с 7 июля 1941 года. В октябре КЛ и его экипаж выстояли в неравном бою с вражеской авиацией, атаковавшей одиночный корабль группами по нескольку самолетов весь день. Пережив ад высадки на Керченский п-ов, корабль попал в ловушку в августе 1942 года, после краха Крымского фронта. Не имея возможности прорваться через Керченский пролив, был взорван экипажем. После войны был восстановлен и возвращен Азовтехфлоту, где честно трудился по гражданской специальности до 60-х годов.

Штормовая погода не только оставила десант без лодок и шлюпок, большинство из которых утонуло на переходе, но и привела к рассеиванию кораблей и судов отрядов из-за разности в скорости хода - некоторые шаланды против ветра едва давали 1-2 узла, управлять такой разномастной "армадой" в штормовом море без радиосвязи было практически невозможно. Попытки собрать отряды с помощью посыльных катеров тоже не особо улучшили ситуацию.

1-й отряд в составе ТЩ 62, КАТЩ "Акула", 3-х сейнеров и 15 байд, имея на борту 530 человек десанта (большинство - на ТЩ 62), вышел из порта Темрюк в 15.10 25.12.41. Предполагалась высадка в Казантипском заливе. Из-за шторма переход значительно превысил расчетное время и к 9.30 утра отряд оказался у мыса Зюк, потеряв 12 из 15 байд и один сейнер - т.ё. практически все высадочные средства. Значительное опоздание делало бессмысленным и опасным дальнейшее движение к Казантипскому заливу, т.к. у мыса Зюк уже шел бой - высаживался 2-й отряд. Командующий ФзВФл приказал 1-му отряду высаживаться также у мыса Зюк.

В документах указано, что "высадка была затруднена большим накатом", в результате чего сейнер "Декабрист" получил пробоину об камни, его пришлось бросить, а КАТЩ "Акула" был выброшен волной на берег. К тому же через 20 минут после начала высадки (в 10.50 утра) начался налет немецкой авиации. Командир 1-го отряда, высадив лишь 291 человек, в 13.00 отдал приказ о переходе в Чокрак, рассчитывая на более приемлемые условия для высадки, однако там отряд был обстрелян с берега и вновь попал под удары немецких самолетов. В результате высадка была прекращена в 15.00 и остатки отряда ушли в море. Только в полночь 1-й отряд получил новый приказ на высадку у мыса Хрони, а затем в бухту Булганак, которую он и попытался осуществить с рассветом (можно представить себе состояние бойцов десанта, часть из которых забрали с затонувшего сейнера), однако она сорвалась вновь из-за минометного обстрела с берега. После этого уцелевшие корабли и десантники вернулись в порт Темрюк.

5-й отряд, проболтавшись двое суток в море, потеряв все шлюпки и байды, понес потери от ударов авиации противника( у ТЩ "Кизилташ" поврежден корпус, личный состав снят на другие суда, сам тральщик отбуксирован в пос. Кучугуры), вернулся в Темрюк не высадив ни одного человека, несмотря на приказы командования, периодически менявшего по обстановке место высадки. Причиной в отчете названа "нерешительность" командира отряда капитана-лейтенанта Иоссы.

Наиболее сильные второй, третий и четвертый отряды понесли и наибольшие потери, добившись при этом некоторых успехов, что позволило начать даже переброску второго эшелона десанта.

Второй отряд успел подойти к мысу Зюк к 7 утра, опоздав всего на два часа, что позволило начать высадку, предварительно подавив огнем канонерских лодок батарею противника (в Отчете указан калибр этой батареи 47 мм) и поставив дымовую завесу. До начала авианалета (в 10.50) удалось высадить часть личного состава, используя баржу как причал, на который катера разгружали десант с других кораблей. С баржи спустили сходни, по которым десантники сходили непосредственно в холодные декабрьские волны, далее по грудь, а то и по горло в воде двигаясь к берегу. Высаживать в шторм людей с сейнеров или шлюпок непосредственно на берег оказалось невозможным. Однако таким способом нельзя было сгрузить танки и орудия - их пришлось высаживать ночью, пододвинув баржу ближе к берегу.

Удар вражеской авиации застал большую часть десанта на кораблях - от осколков бомб появились убитые и раненные, были повреждены близкими разрывами бомб пароходы "Пенай" и "Кр.Флот", а самоходная шаланда "Фанагория" пошла на дно, унеся с собой жизни 100 человек. Всего за сутки удалось высадить у мыса Зюк 876 человек, девять 120-мм минометов, два 76-мм орудия, два 37-мм орудия и три танка. Остальной десант по приказу командующего АзВФл было решено произвести уже 27.12.41 в районе мыса Хрони. Однако новый авианалет не позволил осуществиться этим планам - погиб, выбросившись на берег, горящий пароход "Пенай", в огне и в море погибли вместе с ним 110 человек, остальных спасли подоспевшие сейнера и катера. Отряд вернулся в порт Темрюк.

Мыс Хрони. Современное фото.
Мыс Хрони. Современное фото.

Действия третьего отряда были осложнены потерей связи между кораблями, которые фактически начали действовать каждый в одиночку. Транспорт "Ворошилов" был уничтожен прямым попаданием бомбы - на нем погибло 450 человек и два 76-мм орудия. Часть спасенных из моря десантников оказалась на ТЩ "Ураган", где находился командир отряда, в результате чего переполненный корабль был вынужден вернуться в Темрюк. Несмотря на удары авиации, шаланда "Танасис" все же высадила уже 27.12.41 со второй попытки у мыса Хрони 400 человек.

Более менее успешными оказались действия 4-го отряда у мыса Хрони, во многом благодаря действиям экипажа КЛ "Днестр", которая подошла ближе к берегу, ведя огонь по огневым точкам противника из всех орудий и пулеметов, в результате чего враг вынужден был оставить десант в покое и сосредоточить огонь на канонерской лодке. Западная группа 4-го отряда провела высадку вообще без потерь. ТЩ "Белобережье" не смог высадить десант восточнее мыса Хрони и произвел разгрузку вместе с западной группой, затем ушел за вторым эшелоном в Темрюк. ТЩ "Сов.Россия" из-за навигационной ошибки подошел не к мысу Хрони, а к мысу Зюк, высадив там полностью свой десант - 500 человек. Отражая налет авиации противника, КЛ "Днестр" сбила один бомбардировщик Ю-88.

Всего в районе мыса Хрони было высажено за 26.12.41 1452 человека ( в том числе штаб 143 СП), три танка Т-26, два 76-мм и два 45-мм орудия. ТЩ "Белобережье" высадил дополнительно часть второго эшелона (250 человек) до рассвета 27.12.41, но затем вынужден был прервать высадку из-за обстрела с берега. Утром же 27 декабря баржа № 59 со вторым эшелоном была потоплена двумя прямыми попаданиями авиабомб. Часть десанта спас уцелевший во время налета буксир "Днестр", но 400 человек погибло.

Дальнейшее десантирование 27 декабря не производилось из-за ухудшения погоды. 28 декабря второй эшелон десанта встретил лодку с 11 десантниками, которые сообщили, что десант у мыса Хрони уничтожен, а враг снова занял берег. Эти данные проверялись разведкой боем и были подтверждены, однако, фактически первая волна десанта была отрезана от моря, продвинувшись слишком далеко. Общая неразбериха закончилась лишь со взятием Керчи, куда АзВФл и высадила наконец оставшиеся подразделения 31.12.41.Затем лед сковал пролив и движение кораблей стало невозможным.

Карта обстановки на десантную операцию АзВФл.
Карта обстановки на десантную операцию АзВФл.

Всего от действий авиации противника погибло 5 крупных судов и 1270 человек, по поводу чего военной прокуратурой ЧФ проводилось расследование, о котором подробно рассказано в первой части статьи.

Так или иначе, но десант АзВФл свою роль сыграл. 46-я ПД Вермахта, находившаяся на Керченском п-ве получила приказ начать отход. Его отдал лично генерал фон Шпонек, командующий 42-м корпусом. Вопреки действующему на тот момент распоряжению фюрера, запрещающего отступление и прямому приказу Манштейна. При лучшей подготовке десанта, с учетом многократного превосходства советских войск, занявших Керчь и Феодосию, эта дивизия была бы уничтожена в окружении. Генерал Шпонек был отдан под суд и приговорен к смертной казни, которую заменили затем 11 годами тюремного заключения. Пережить войну в застенках Шпонеку было не суждено - в июле 1944 года его таки расстреляли по приказу Гиммлера.

О десанте в Феодосию мы расскажем в продолжении статьи.

Полностью с отчетом по Керченско-Феодосийской операции можно ознакомиться тут.