Найти тему
Занудный балет

Почему черный лебедь из "Лебединого озера" - изначально никакой не лебедь (и не черный)?

Одной из основ знаменитого балета, одним из его самых узнаваемых мест является так называемое "Черное па-де-де" второго акта. В этом акте, я напомню, разворачивается сцена бала в средневековом замке, где проходит смотр невест для принца Зигфрида. Внезапно появляются демон в человеческом обличии Ротбарт (или Злой Гений, как в постановке Юрия Григоровича) со своей дочерью Одиллией, похожей на возлюбленную Зигфрида Одетту. Далее идет дивертисмент, представляющий собой сюиту национальных танцев, а уж затем то самое "Черное па-де-де", во время которого Одиллия пытается соблазнить принца (что ей в итоге и удается).

Однако па-де-де это изначально никаким "черным" не было. Более того, и никакого черного лебедя изначально не существовало. Давайте разбираться, что к чему.

Как известно, постановка 1877 года сильно отличалась от того, что мы привыкли сегодня видеть. Кроме того, очень мало свидетельств относительно того, что из себя представляла хореография, сценография, костюмы. Как была одета Одиллия? Очевидно лишь, что она там лебедем не была, а была дочерью демона в человеческом обличии Ротбарта.

Более подробные описания спектакля начинаются с версии 1895 года.

Как известно, в 1895 году вышла каноническая постановка "Лебединого озера" в редакции Мариуса Петипа и Льва Иванова. Одно из самых примечательных изменений по сравнению с версией 1877 года заключалось в купировании па-де-сис в сцене бала и перестановке на его место па-де-де из первой картины (с определенными изменениями и дополнениями). Именно это па-де-де обольщения принца Одиллией, дочерью злого волшебника Ротбарта, и стало впоследствии именоваться "Черным па-де-де". Но именно впоследствии, т.к. сам Петипа не ставил па-де-де под таким названием. И Одиллия не была там черным лебедем.

Была она там, опять же, дочерью Ротбарта, злой колдуньей (или, как говорила Майя Плисецкая, демоницей, демоном). На Пьерине Леньяни, исполнявшей партию Одиллии (так же, как и Одетты), не было перьев или иных атрибутов, указывающих на то, что она является лебедем.

Существуют разногласия по поводу того, какова была цветовая гамма пачки, в которую была одета Одиллия в том спектакле.

Как писал Юрий Слонимский, автор нескольких научных работ, посвященных ЛО, "из глубины сцены по диагонали движется Одиллия в черно-красной пачке". Правда, ссылок на какие-либо источники балетовед не приводит. Вполне возможно, что ученый видел такую пачку на Одиллии в спектаклях его молодости, в 10-е или 20-е годы 20 века.

Любопытно, что в постановке ЛО Алексея Мирошниченко, идущей в Пермском театре оперы и балета, у Одиллии также черно-красная пачка (красного, там правда, не так много). У создателей спектакля изначально была задумка стилизовать пачки балерин, в т.ч. и Одиллии, под спектакль 1895 года.

Инна Билаш в партии Одиллии в постановке Пермского театра
Инна Билаш в партии Одиллии в постановке Пермского театра

Искусствовед Андрей Галкин, которому принадлежит одна из наиболее свежих научных работ об ЛО (кандидатская диссертация), со ссылкой на Ежегодник императорских театров на сезон 1894-1895 пишет, что Одиллия появлялась в "черной пачке и черном трико, со светлыми нитями жемчуга и на шее и запястьях". О перьях или других атрибутах лебедя также ничего не сказано.

В постановке Алексея Ратманского, делавшего реконструкцию "Лебединого озера" 1895 года для балета Цюриха в 2016 году (перенесенную затем в Ла Скала), пачка Одиллии выглядит так:

Николетта Манни и Тимофей Андриященко
Николетта Манни и Тимофей Андриященко

Как вы видите, это довольно обычная пачка, и притом черная лишь частично. Интересно, однако, какими источниками пользовался балетмейстер при восстановлении исторического, по его мнению, облика пачки Одиллии.

Также можно привести данные со страницы англоязычного Общества Петипа, где отмечается, что на Одиллии была "темно-синяя пачка с яркими разноцветными блестками" (источник прямо также не назван).

Тамара Карсавина и Пьер Владимиров. ЛО, начало 20 века. Даже из этой нецветной фотографии очевидно, что на Карсавиной пачка не черного цвета.
Тамара Карсавина и Пьер Владимиров. ЛО, начало 20 века. Даже из этой нецветной фотографии очевидно, что на Карсавиной пачка не черного цвета.

Приходилось также читать, что Одиллия была одета в желтую пачку. Правда, источника сейчас уже не вспомню.

Как бы то ни было, но очевидно, что черным лебедем Одиллия не была. То, что она могла носить пачку черного цвета - такое может быть. Описываются появления Матильды Кшесинской "в элегантном черном платье", когда она танцевала Одиллию в начале 20 века. Однако перьев и каких-либо других атрибутов лебедя балерины опять же не носили.

Кроме того, надо отметить, что в версии 1895 года было меньше движений и пластики Одиллии, имитирующих движения Одетты, к чему мы привыкли сегодня. И это также подчеркивало то, что она не является ее двойником. В наше время в черном па-де-де есть фрагменты танца, где Одиллия прямо имитирует пластику Одетты. Но так не было изначально. Тема обмана Зигфрида в хореографии прямо не выражалась. Речь шла о простом сходстве героинь, не двойничестве.

Итак, была дочь демона Ротбарта, колдунья, демоница Одиллия, но не было лебедя. Да и то, что в первых спектаклях она была одета в черное - вопрос не до конца ясный.

Но когда же Одиллия стала "черным лебедем?" Точнее, когда ее стали так называть? Точных данных на этот счет нет, однако есть предположение, что эта традиция берет свое начало примерно с конца 30-х начала 40-х годов, и связана она с именем "черной жемчужины" балета, американской балерины русско-грузинского происхождения (предположительно) - Тамары Тумановой.

Тамара Туманова
Тамара Туманова

Многие историки сходятся в том, что это был 1941 год. Тогда в Нью-Йоркском театре "Метрополитен Опера" Александра Федорова-Фокина (невестка Михаила Фокина, однокурсница Тамары Карсавиной) с труппой Русского балета Монте-Карло осуществила постановку под названием "Волшебный лебедь" ("Mаgic Swan"), которая представляла из себя 2 акт балета Чайковского. Тогда Тамара Туманова, танцевавшая Одиллию, вышла в черной пачке. Соответственно, коль скоро это был лебедь (волшебный), на что прямо указывало название постановки, и одет этот лебедь был в черное, то и называть Туманову, а затем и Одиллию вообще, стали "черным лебедем".

Также такому противопоставлению способствовало и то, что на Западе в то время балет полностью почти не ставился, и в основном был известен первый акт с белыми лебедями. Вполне возможно, что увидев сцену бала, зрители и критики на контрасте решили назвать Одиллию "черным лебедем".

И далее эта традиция разрослась, а называть Одиллию "черным лебедем" стало уже обыденным явлением.

Также точно неизвестно, когда па-де-де 2 акта в замке стало именоваться "черным". Надо лишь отметить, что изначально оно не ставилось под таким названием, о чем уже упоминалось (имеется ввиду постановка Петипа-Иванова 1895 года), да и вовсе никаким па-де-де и не было. Но это уже другая история, о которой мы в скором времени расскажем.

Спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, делитесь с друзьями.

Птицы
1138 интересуются