Здравствуйте, друзья. Возможно, кого-то из вас удивит подобная постановка вопроса, но некоторые поэты и историки описывали этот сюжет в своих произведениях.
Далматинский священник Мавро Орбини в своей книге "Славянское царство",так описал битву Александра Великого со славянами:
"Остальные славяне, оставшиеся в то время в Сарматии, смело и отважно противостояли Александру, прозванному за свои великие дела Великим, который пытался лишить их искони присущей им свободы. В завязавшемся сражении они сразили Менедема, военачальника Александра, и уничтожили две тысячи пехотинцев и триста македонских всадников. Квинт Курций приписывает это скифам, повторяя привычную ошибку прочих итальянских историков, которые, не зная имени какого‑либо народа, немедленно, как говорит Альберт Кранц, прибегают к имени скифов. Однако Иоганн Авентин в I книге о баварах ясно показывает, что те были славянами. Он пишет: «Прибыли к Александру Великому и послы восточных германцев, которых историки того времени называют сарматами и скифами, мы венедами, а сами они называют себя славянами. Разбив в сражении войско Александра, они послали к нему двадцать послов, сообщивших об этом Александру"
Я, к сожалению, не смог найти подобного отрывка у Иоганна Авентина, но для меня более авторитетным автором, писавшем о походе Александра, является Флавий Арриан, военачальник императора Адриана, живший во ll веке от Р.Х, и пользующийся свидетельствами Птолемея и Аристобула, участниками похода Александра. Птолемей, кроме того, ещё и являлся царём, что для Арриана было дополнительным авторитетом. Если свидетельства Птолемея и Аристобула расходились, Флавий Арриан выбирал сторону того, кто писал более правдоподобно, благо, Арриан Квинт Эппий Флавий, как опытный военный, знал толк в сражениях.
И писал своё сочинение Арриан, без всяких лирических отступлений, в форме военного рапорта
Со скифами войско Александра впервые встретилось, когда скифская конница стояла в составе левого крыла войска Дария. Скифы действительно доставили немало хлопот македонскому войску, но воины Александра Великого справились:
"Дарий испугался, как бы македонцы не вышли на пересеченную местность, где его колесницы окажутся ни к чему, и приказал всадникам, выстроенным перед левым крылом, объехать неприятельское правое, которое вел Александр, и не дать ему возможности вести свое крыло дальше. В ответ на это Александр приказал Мениду бросить на них находившуюся под его командой наемную конницу. Скифские всадники и бактрийцы, которые были к ним приданы, устремились на нее и отогнали назад, так как значительно превосходили числом маленький отряд Менида. Александр приказал бросить на скифов отряд Арсты, пэонов и чужеземцев; варвары дрогнули."
Вторая встреча со скифами была тоже не совсем приятной:
Несколько дней спустя к Александру пришло посольство от скифов, именуемых абиями (Гомер воспел их в своей поэме, назвав справедливейшими людьми; они живут в Азии, независимы — в значительной мере благодаря бедности и справедливости), и также от европейских скифов; это самое большое племя, живущее в Европе. С ними Александр отправил кое-кого из «друзей» под предлогом заключения дружбы; настоящая же цель этого посольства была в том, чтобы познакомиться с природой скифской земли и узнать, велико ли народонаселение, каковы его обычаи и с каким вооружением выходит. оно на войну.
Сам он решил основать на реке Танаисе город, назвав и его своим именем. Место это показалось ему подходящим для города, который станет расти, будет превосходно защищен от возможного нападения скифов и станет для страны оплотом против набегов живущих за рекой варваров. Что город станет большим, за это ручалось и обилие поселенцев, которых он хотел собрать здесь, и блеск его имени. И вот в это время варвары, живущие по соседству с рекой, захватили и перебили гарнизоны македонских солдат, стоявших по их городам, а города эти стали укреплять еще больше. В этом восстании приняли участие и многие согдийцы, которых подняли те, кто захватил Бесса; они же привлекли на свою сторону и часть бактрийцев.
Итак, скифы без страха лезли в бой с войсками Александра. Но почему Мавро Орбини так уверенно отождествляет скифов со славянами? Дело в том, что он не сам это придумал. Летописцы средних веков частенько называли славян и русских скифами. Например, в конце XIX века в Тифлисском церковном музее была найдена рукопись XI века, называемая "Осада Константинополя скифами, кои суть русские, в 628 году, и поход Ираклия в Персию".
Византийский писатель Лев Диакон в своей "Истории" называл воинов Святослава тавроскифами и скифами. Здесь, однако, скорее всего, он просто придерживался традиции античной истории, называя также болгар мисянами.
Так были ли скифы славянами? На этот вопрос есть ответ у древнегреческого писателя-сатирика сирийского происхождения Лукиана Самосатского, в его произведении "Токсарид, или дружба":
"Так говорил Макент, по одежде и по языку похожий на алана потому что и то и другое у аланов одинаково со скифами, только аланы не носят таких длинных волос, как скифы"
Лукиан называет скифов родственным народом аланов, которые, как мы знаем, являются предками современных осетин.
Среди прочих сочинений о походах Александра Великого, особенно выделяется поэма "Искендер-наме" персидского поэта Низами Гянджеви. Описывая победы, совершённые славным македонским царём, Низами увенчивает все подвиги Александра победой, одержанной им над русами. Глава "Искендер-наме", содержащая в себе описание битвы над русами, имеет такое название: "Достони лешкер Кешидени Эскендери зеферь манус бер хиласи Бердаа у дефьи Русь" (Описание похода победоносного Александра для освобождения Бердаи и отражения Русов).
Пресыщенный победами, Александр собирается вернуться домой, но Дювали, предводитель абхазов, пожаловался на набеги русов, грабежи и убийства, похищение женщин. Александр вступает в войну с Кинталом, предводителем русов.
Битва была кровопролитной, Александр ценой неверотных усилий одержал победу.
Откуда в античные времена могли взяться русские? Дело в том, что Низами жил в XII веке в местах, на которые нападали русы в X веке, по свидетельствам исламских историков Аль-Масуди, Ибн-эль-Эсира. В поэме смешались события IV века до Р.Х и X века от Р.Х, для читателей—современников Низами Гянджеви это было не так важно.
Так всё же, воевал ли Александр Македонский со славянами? Лично я считаю, что славяне, скорее всего, были в войске самого Александра. Возможно, это предки стримонцев, рихнинов, драгувитов, сагудатов, тех самых, которые принесли немало бед греческому городу Фессалоники в VI веке, о чём сказано в византийском предании "Чудеса Димитрия Солунского".
До свидания друзья. Надеюсь, вам понравилась эта статья. Не болейте, берегите себя и своих близких.