Война за независимость нигерийского региона Биафра 1967–1970 гг. — один из самых масштабных вооруженных конфликтов времен холодной войны на Африканском континенте, в ходе которого бывшие метрополии Франция и Великобритания в первый и последний раз вели опосредованную борьбу за передел сфер влияния в постколониальной Африке. В конфликт были втянуты также СССР, США, Китай, многие страны Европы и Африки. И, естественно, не обошлось без белых наемников.
Предыстория конфликта
Британская колония Нигерия получила независимость в 1960 году. При населении 60 млн. человек здесь насчитывалось 250 различных языков и диалектов. Этническое большинство в трех административных областях — Северной, Восточной и Западной — составляли соответственно: мусульмане хауса-фулани (16 млн человек), христиане игбо (10,3 млн человек) и йоруба (11,7 млн человек), среди которых было 60% христиан и 30% мусульман.
Важным фактором оставалось наследие колониальной системы управления. На Севере британцам, опираясь на многочисленные исламские эмираты и султанат Сокото с устоявшимися традициями государственности, удалось успешно применять формулу «непрямого правления», при которой повседневное управление жизнью общин, сбор налогов, большинство функций судебной власти делегировались местным органам самоуправления. На нигерийском Юге игбо (ибо), принявшие христианство и усвоившие европейскую культуру, быстро начали доминировать в бизнесе и в колониальной администрации. После получения независимости игбо заняли значительное количество постов в госструктурах, в армии и полиции. Миграция христиан-южан на Север с каждым годом росла. Это воспринималось резко негативно мусульманскими общинами, где к южанам относились как к выскочкам и недавним дикарям.
15 января 1966 года группа офицеров игбо устроила переворот. Заговорщики убили премьер-министра Нигерии Тафаву Балеву, уничтожили целый ряд политических лидеров и многих офицеров-северян. К власти пришел командующий нигерийской армией генерал-майор Джонстон Агийи-Иронси, также этнический игбо. Его майский «Закон об объединении» превратил Нигерию в унитарное государство, управляемое военными губернаторами. Это дало повод северянам опасаться, что южане хотят захватить власть в стране. В мае-июне по Северной Нигерии прокатилась волна погромов игбо.
29 июля 1966 года президент Иронси и несколько сотен офицеров-игбо были убиты в ходе нового военного переворота, который организовали офицеры-северяне. Президентом заговорщики поставили христианина из небольшой народности ангас подполковника Якуба Дан-Юмма Говона. В конце сентября на Севере и Западе вновь начались масштабные погромы игбо.
В данной ситуации идея сецессии начала приобретать все больше сторонников теперь уже в Восточной области. Это стремление подкреплялось и сосредоточением двух третей запасов нигерийской нефти в этом регионе. Глава Восточной области подполковник Чуквуемека Одумегву Оджукву предложил децентрализацию Нигерии. В ответ президент Говон издал закон, фактически лишавший губернаторов реальной власти. 23 апреля 1967 года нигерийское правительство объявило об упразднении четырех областей и создании двенадцати штатов. В таких условиях игбо теряли целостность своей территории и контроль над нефтедобычей. 30 мая 1967 г. Оджукву объявил о создании на юго-востоке Нигерии независимого государства Биафра. Территория самопровозглашенного государства Биафра составляла 76,4 тыс. кв. км, население насчитывало до 14 млн человек.
Международная поддержка
Неприятие Великобританией независимости Биафры определялось не только тесными связями с мусульманскими элитами Севера, но противостоянием с Родезией, правительство белого меньшинства которой в 1965 году объявило в одностороннем порядке о независимости от Великобритании. Важную роль играл и нефтяной фактор. Консорциум Shell/BP главенствовал на нигерийском рынке нефтедобычи.
В противовес Соединенному Королевству Франция оказывала значительную военную помощь Биафре, официально так и не признав это государство. Пятая республика намеревалась ослабить пробританскую Нигерию, нарастающая экономическая и военная мощь которой, по мнению Парижа, угрожала странам недавно созданной постколониальной системы Франсафрика.
В случае же победы сепаратистов французская компания SAFRAP получала преференции на местном рынке нефтедобычи. Военные поставки через Габон и Берег Слоновой Кости включали вертолеты, легкую артиллерию, стрелковое оружие, боеприпасы. Французская разведка вербовала наемников для Биафры.
Тайную поддержку сепаратистам оказывали также Португалия, Испания, Родезия, Израиль и ЮАР. В Биафре действовали подразделения спецназа сил самообороны ЮАР.
Советский Союз поддержал федеральное правительство Нигерии, официально выступая за территориальную целостность страны. Однако решающим фактором, возможно, стало желание поддержать авторитет Египта и его президента Гамаля Абдель Насера после недавнего поражения в Шестидневной войне 1967 года. Египет активно поддержал правительство Нигерии. На его сторону встало большинство стран-членов Организации Африканского Единства, поскольку проблемы территориальной целостности были для большинства из них также актуальны. Для арабских стран это был акт солидарности с мусульманским правительством Севера. Лишь Берег Слоновой Кости, Замбия, Танзания и Габон признали независимую Биафру.
КНР, абсолютно в контексте советско-китайского противостояния, оказывала помощь сепаратистам. Китайские военные поставки шлт через Танзанию.
США занимали в целом нейтральную позицию, не в последнюю очередь из-за того, что страна вела в это время изнурительную войну во Вьетнаме. Тем не менее в ответ на то, что Нигерия получила военную помощь от СССР, Соединенные Штаты сократили объем военной помощи Нигерии.
Северный фронт
Операция UNICORD федеральных сил против Биафры, начавшаяся 6 июля 1967 года с северного направления, планировалась как полицейская акция. Для этой цели были привлечены две бригады трехбатальонного состава 1-го территориального командования. Вооружение составляли британские пушечные бронеавтомобили Saladin, разведывательные бронемашины Ferret, тяжелая артиллерия. Авиационной поддержки не было.
Бригады наступали по сходящимся направлениям к югу и через десять дней соединились в районе Нсукки — плацдарма для решающего наступления на столицу сепаратистов Энугу. Нигерийское командование развернуло массовое рекрутирование информаторов, быстро получая данные о численности и местоположении частей противника. Однако наступление забуксовало. Три батальона нигерийских войск были разбиты к востоку от Нсукки. Но и попытка биафрцев 30 июля отбить Нсукку не удалась.
В целом сопротивление биафрских частей (два батальона) было серьезным, насколько это было возможным, учитывая, что их бойцы были вооружены в значительной степени мачете, старыми винтовками и самодельными бомбами «огбунигве», собранными из динамита, камней и кусков железа. Частично компенсировали нехватку оружия и боеприпасов высокая мотивация бойцов, хорошее знание местности и неплохо подготовленный офицерский состав.
Игбо составляли наиболее подготовленный сегмент офицерского корпуса в армии Нигерии. Однако многие были убиты во время переворота. Поэтому офицерские звания в Биафре еще до начала войны стали получать образованные люди, прежде всего студенты и преподаватели Нигерийского университета в Нсукке. Их подготовку по контракту с правительством Биафры взяли на себя офицеры южноафриканского спецназа под руководством полковника Яна Брейтенбаха. С помощью южноафриканцев была создана эффективная командная вертикаль и организована система логистики, биафрские офицеры изучили основы тактики и оперативного искусства.
Решающее наступление нигерийских войск на Энугу началось лишь в середине сентября 1967 года, из-за неожиданного прорыва моторизованной бригады армии Биафры вглубь федеральной территории на Западе. Только 30 сентября город был взят в полуосаду, биафрцы оставили его после нескольких дней ожесточенных боев 4 октября 1967 года. Однако эта победа не оправдала надежды федерального командования на немедленную капитуляцию Биафры. Федералам также не удалось захватить биафрского лидера Оджукву, который покинул Дом правительства, переодевшись слугой, и беспрепятственно прошел через их боевые порядки.
Западный прорыв
Показателем высокого уровня оперативного планирования штаба армии Биафры стала операция «Факел» — абсолютно нехарактерный для армий постколониальной Африки пример стратегии непрямых действий. Бесперспективность выстраивания жесткой обороны на севере и на юге с учетом имеющихся ресурсов была очевидной. Чтобы лишить противника стратегического равновесия, штабом армии Биафры было принято решение нанести удар в центре в западном направлении.
Федералы активно действовали на севере и на юге, но от города Онича на севере до побережья оставалось примерно 650 км фактически незащищенной границы, прорыв которой вел прямо к нигерийской столице Лагосу, а также нарушал взаимодействие северной и южной группировок федеральных сил. Однако в качестве главной стратегической задачи рассматривалась скорее попытка втянуть в гражданскую войну на стороне Биафры йоруба — титульную нацию Западной и Среднезападной областей.
Выбор руководителя операции был очевиден — полковник Виктор Банжо из йоруба. Сформированная для этой цели бригада «С» (3000 плохо экипированных бойцов) не имела бронетехники и тяжелого вооружения, ее автопарк состоял из легковых машин (командная машина Peugeot 404), молоковозов, грузовиков для перевозки скота и сельхозпродукции. Но фактор неожиданности сыграл решающую роль.
Рано утром 9 августа 1967 года моторизованная колонна пересекла мост через реку Нигер в районе Оничи, взяв на западном берегу Асабу, разметала небольшие федеральные части, в которых было много мобилизованных игбо, взяла столицу Среднезападной области — Бенин-сити. Для того чтобы полностью занять ее территорию, потребовалось всего 12 часов. Далее были обеспечены фланги занятием на севере стратегических пунктов Оши, Агенебоде и Окене, на юге — Варри, Сапеле и Угелли.
Двинувшись на запад, 20 августа биафрские части захватили Оре в 200 км от нигерийской столицы Лагоса. Нигерия оказалась на грани катастрофы, президент Говон готовился к бегству. Вместо Среднезападной области была провозглашена Республика Бенин.
Однако комбриг Банджо так и не выполнил приказ президента Оджукву развивать наступление на Лагос. Стратегическая инициатива была упущена. Федералы бросили против его сил наспех сколоченную и плохо подготовленную, но многочисленную 2-ю пехотную дивизию полковника Мурталы Мохаммеда. 20 сентября части 2-й дивизии атаковали противника в районе Оре и заставили отступить. Через день биафрцы оставили без боя Бенин-сити и быстро очистили всю Среднезападную область.
Полковник Банджо и три его старших офицера были осуждены военным трибуналом и расстреляны по обвинению в участии в заговоре с целью свержения президента Оджукву. Есть свидетельства, что действия полковника Банжо были действительно предательскими, но, с другой стороны, его решение могло диктоваться объективными обстоятельствами — серьезных подкреплений он не получал, местные элиты йоруба вставать на сторону сепаратистов не торопились, его части постоянно атаковали партизаны. Продолжение следует.
Также по теме:
Битва за Гренаду – провал Пентагона, объявленный победой
Пустынный блицкриг – джипы против танков в Чаде. Часть 1
Пустынный блицкриг - джипы против танков в Чаде. Часть 2
Фолклендская кампания 1982 года – первая война ХХI века. Часть 1
Фолклендская кампания – первая война ХХI века. Часть 2
Бразильская система: война в сельве
Война в Родезии: спецназ против партизан
27-дневная война ЦРУ в Афганистане
Советский Союз и разгром сомалийского блицкрига в Эфиопии
Иракская война 2003 года: воздушная фаза операции «Шок и трепет»
Иракская война 2003 года: наземная фаза операции «Шок и трепет»
Индийский блицкриг в Восточном Пакистане