Скажу без всяких прелюдий, что хоть и пылаю любовью к Жан-Клоду Ван Дамму, как бойцу и актеру, но постановкой боев в фильмах с его участием был чаще недоволен, чем восхищен.
Большинству драк не хватало насыщенности, разнообразия и высокого темпа. В основном, битвы Ван Дамма состояли из акцентов на чрезмерном смаковании единичных ударов - бесспорно, красивых и зрелищных, но рядовых и не шибко удивляющих. В боях редко замечались продолжительные, завораживающие драйвом "танцы" из беспрерывного обмена ударами между противниками, чем давно радовали другие боевики.
Скудные побоища Жан-Клода, возможно, могли бы не вызывать отчаянные всхлипы разочарования при просмотре очередного фильма: "Давай, Ван Даммыч, ты же можешь драться круче! К чему снова эти скучные, ленивые "тычки"!", и воспринимались бы спокойней, как укоренившийся традиционный стиль "рукопашного" кино с Ван Даммом.
Но все усугублялось тем, что первое знакомство с расцветающей звездой боевиков случилось перед экраном с культовым "Не отступать и не сдаваться". Тамошний злодей, будучи невероятно быстрым и умелым бойцом, сыгранный "ЖКВД", восхитил детский разум не меньше, чем главный положительный герой.
Драки Ван Дамма, особенно в конце, пленили мозг своей бешеной каруселью из разнообразных, зрелищных комбинаций, благодаря божественной постановке схваток.
Поэтому, покидая кинозал, лепетал про себя имя "ЖКВД", как нового любимца, чтобы хорошенько запомнить и пытливо искать актера, в дальнейшем, на афишах и видеокассетах.
Вот и подхожу к самой сути. Так вот, шикарное боевое мастерство Ван Дамма в "Не отступать..." крайне разбаловало, и уверило, что все другие боевики с ним будут также поражать энергичными, эпичными "махычами". Но не тут-то было. Жизнь показала обратное - то, на что я сетовал в начале статьи.
Конечно, оправдать Ван Дамма можно тем, что тот был лишь "пешкой", покорно подчиняющейся воле режиссеров, от которых все и зависело. Например, расхваленный мною "Не отступать..." снимал Кори Юэнь - теперь уже легендарный боевой хореограф, внесший неоценимый вклад в развитие "экшен-кино". Отсюда и отличный результат, которого, кстати, часто достигают в боевиках авторы с азиатскими корнями.
Например, "Взрыватель", снятый небезызвестным гонконгским киноделом Цуй Харком, также насыщен увлекательными потасовками и трюками, где Ван Дамм "скачет и пляшет", как надо.
Но есть масса фильмов, где "ЖКВД" даже самолично прикладывал руку к общей режиссуре боевых сцен, и те "полотна" - в основном, унылые, и далеко не шедевры. А это говорит, что начальство "сверху" не всегда было причиной бесталанного экшена, и что боевой хореограф из Ван Дамма - то же самое, что и балерина. Ой, неудачное сравнение - ведь Жан реально танцевал балет, но, думаю, вы посыл поняли.
Как бы то ни было, Жан-Клод - "икона" ретро-боевиков, твердо занявший место в шеренге из других "экшен-звезд". Поэтому, порой, унылые, без особой фантазии сцены поединков, в кино с лихвой окупались общей притягательной атмосферой, сотканной из харизмы и мужественного, героического образа Ван Дамма.
А вы, друзья, одарите тему щедрым "лайком", и пишите в комментариях, в каких фильмах, по-вашему, присутствуют самые скучные и ленивые кино-схватки Ван Дамма. Всем - добра.