В октябре фильмы из программы последнего Beat Film Festival можно посмотреть в кинотеатрах страны, а не только онлайн на «КиноПоиск HD». Успевайте, пока это возможно.
Сегодня обсудим документальный фильм Селины Майлз «Марта Купер: История о граффити» («Martha: A Picture Story») 2019 года. Марта Купер - легендарный фотограф, чей альбом Subway Art (совместная работа с Генри Чалфантом) считается «Библией стрит-арта». В России её имя за пределами граффити и арт-комьюнити практически неизвестно. Фильм Селины Майлз - отличный способ познакомится с все еще работающим граффити-фотографом.
В фильме «Марта Купер: История о граффити» раскрываются подробности жизни легендарного фотографа - детство в Балтиморе, переезд в Нью-Йорк, работа с National Geographic, неудавшийся брак, тусовки с граффитти и арт-комьюнити.
Фильм начинается с того, что Марта собирается на нелегальную ночную вылазку с граффитчиками из берлинской команды 1UP (если вы вдруг живете в танке и не знаете кто это, то следуйте по ссылке). Фотографировать готовые легальные надписи 76-летней Купер неинтересно. Процесс документации нелегальных граффити - другое дело. Это сложно с физической точки зрения, все происходит ночью и периодически приходится убегать от охранников или полицейских. Но результат того стоит.
В фильме показано две отдельные линии - юность Купер и ее работа в Балтиморе. Это самые слабые места работы Майлз. Переезд главной героини в Нью-Йорк, серия снимков Street Play и все, что связано с граффити и артом - вот этого всего хотелось бы больше.
В очередной раз напомним что представлял из себя Нью-Йорк конца 70-х годов прошлого века. Сегодняшняя столица мира находилась в руинах и была банкротом. Никто не хотел туда ехать из-за высокого уровня преступности и наркомании. Отсутствие денег и перспектив благотворно повлияли на формирование новой арт-среды. Панк-рок, хип-хоп и граффити появились на руинах старого Нью-Йорка. Детишки мастерили игрушки из подручных средств, рисовали на стенах и танцевали брей-данс. Никакой коммерции, только искусство.
Купер заинтересовалась новой культурой и достаточно быстро влилась в граффити тусовку. Но журналы и газеты отказывались покупать снимки. Власти и главные редактора считали граффити вандализмом и причиной роста преступности среди молодежи. В 1984 году Купер и ее коллега Генри Чалфант выпускают книгу Subway Art, где подробно описывают процесс работы художников. Она возглавила топ книг, которую чаще всего воруют из магазинов. Райтеры по всему миру делали ксерокопии и делились ими с друзьями. Фотографии Купер разлетелись по всему миру и стали катализатором распространения граффити-культуры в самых разных странах - от Бразилии до Японии.
Марта Купер - пример независимого человека, о которых мы так любим писать на страницах нашего фэнзина. Она могла бы сделать карьеру успешного фэшн-фотографа (такие предложения тоже поступали), спокойно снимать для National Geographic или просто вести тихую семейную жизнь. Но Купер от всего этого отказалась ради парней с краской, которые ночью разрисовывают станции метро. Настоящая легенда!
Что еще смотреть на Beat Film Festival: