Найти тему
Нижегородский Мечтатель

Ирина Годунова – забытая царица, воцарение которой могло предотвратить Смуту.

Если поставить вопрос о женщинах во власти в истории России до XVIII века (который, собственно, и прозван «женским веком»), большинство людей интересующихся отечественной историей, с достаточной долей уверенности назовут три имени – княгиня Ольга, великая княгиня Елена Глинская и царевна Софья. Все эти три женщины формально будучи регентами, фактически были самостоятельными правительницами русского государства.

И при этом в тени истории остается еще одно имя, фактически, увы, ей не суждено было стать правительницей России. Но критическое отличие от вышеупомянутых трех женщин заключается в том, что в отношении этой дамы обсуждался вариант полного воцарения на русском престоле. Не регент малолетнего сына или брата, не супруга-консорт государя, а настоящая, полновластная государыня. Причем не просто обсуждалась эта возможность – она поддерживалась всеми слоями русского общества – от городских низов, мещан, торгового люда, мелкого и среднего дворянства до высшей аристократии и духовенства. Простых крестьян тогда, мягко скажем, не особо спрашивали, но и они были не против.

Для рубежа XVI-XVII веков в России это был удивительный прорыв. Не менее удивительно, что имя этой русской царицы сейчас почти забыто. Ну, не забыто конечно, но даже эрудированные люди помнят ее просто как супругу одного из не очень значительных царей России. Речь идет о Ирине Годуновой.

-2

Но с начала о «незначительности» для русской истории ее супруга – царя Федора, младшего сына Ивана Грозного. Да, недаром говорят «добрая слава лежит, а худая бежит». Что с того, что в царствование этого государя простой народ, наши предки (да, да, именно крестьяне прародители большинства из нас, ныне живущих, не Рюриковичи, ни Гедеминовичи, и даже не какая-нибудь завалящая околичная шляхта, и именно черносошные) жить стали лучше? Ведь никаких особых «кровопролитиев» в его правление не было, вот что главное для будущих поколений! Зачем он нужен истории? Вот если бы глад и мор, война на все фронты, убийство родственников и резня всех со всеми – вот это дело другое. Тут и книги будут писать, и снимать фильмы с сериалами, и глубокий внутренний мир царственного монстра обязательно раскроют. Ну если правил тихо – заподозрят благодарные потомки в умственной отсталости, как царя Федора, или «в лучшем случае» просто в пристрастии к выпивке, как Александра III.

Федор и Ирина.
Федор и Ирина.

«Пискаревский летописец»

«А царьствовал благоверный и христолюбивый царь и великий князь Феодор Иванович… тихо и праведно, и милостивно, безметежно. И все люди в покое и в любви, и в тишине, и во благоденстве пребыша в та лета. Ни в которые лета, ни при котором царе в Руской земли, кроме великого князя Ивана Даниловича Калиты, такие тишины и благоденства не бысть, что при нём, благоверном царе и великом князе Феодоре Ивановиче всеа Русии»

Обидно, но вот те же французы к своим старым королям иначе относятся. Людовик XII значительно облегчивший жизнь низов общества у французов Отец Народа. Именно так с заглавных букв. Что характерно, у нас этот французский король не очень-то популярен, ну еще бы. Мы больше Генриха Наваррского любим – бабника, пустомелю и лихого солдата. Вот это настоящий, король, нам бы такого! А еще он про курицу в котле сказал на каждое воскресенье, дескать, желает этого для своего народа. Забыл, правда, потом эту самую курицу в означенный крестьянский котел положить, но разве это так важно? А вот Людовик XII до него действительно «положил», и французы это помнят.

Царь Федор, реконструкция.
Царь Федор, реконструкция.

У Ирины Годуновой и царя Федора не было наследников, единственная их дочь Феодосия скончалась в младенчестве. Ирина также, как и супруг была любимой народом, после смерти царя бояре решили присягнуть ей, а патриарх Иов пошел даже на введение богослужения в честь царицы. Но Ирина отреклась от трона, несмотря на то, что теперь и простые люди требовали от нее «принять царство» - сохранилось свидетельство об этом независимого наблюдателя, Исаака Масса, которого вряд ли можно заподозрить в какой-либо ангажированности. Возможно, одна из причин отречения Ирины, это то, что она не видела никаких перспектив своего царствования – ведь детей у нее нет и передать престол некому. Она ушла в монастырь, окончив свой земной путь в 1603 году.

Ну, а основная причина заключалась разумеется, во властолюбивом брате. Вот Борис-то в нашей истории остался, это не Федор, проливать кровь он любил и умел. Борис еще и до смерти Федора умудрялся доставлять сестре немало неприятностей, а уж после, жажда власти совсем затмила ему разум и Ирина уступила брату.

А ведь все могло быть иначе, и Россия смогла бы пройти тяжелые голодные годы и остановить первого Самозванца (а последующие бы и не появились) на рубежах. Какие бы шансы были у Лжедмитрия, если бы законный государь был… более любим народом? Если выражаться точнее - законная государыня, которую любил бы народ, уважала аристократия и признало духовенство.

Борис Годунов.
Борис Годунов.

Самозванец был бы попросту никому не нужен и в первую очередь простонародью. А умелый и жестокий Борис оставался бы в тени и просто немного бы подождал со своим фактическим воцарением. Вдвоем они могли бы не допустить Смуты, у Бориса Годунова были для этого силы, но у него не было настоящего признания народа, которое несомненно было у царицы Ирины.

Так и осталась Ирина Годуновой забытой царицей нашей истории, а ведь с ее воцарением у России были неплохие шансы избежать кровавых бедствий Смутного времени.