Мы продолжаем знакомить вас с творчеством ведущих российских художников - кукольников!
Среди самых интересных Российских художников-кукольников, несколько особняком стоит художник Эвелина Райтаровская.
Её работы не вписываются в привычное представление о куклах, их вполне можно было бы отнести к скульптуре малых форм.
Уникальный пластический язык, созданный художником, сдержан и лаконичен, но вполне допускает богатство цвета, фактур, порой вспышки мелкой деталировки и манерного изящества.
Можно сказать, художнику близок интеллектуальный формализм в лучшем понимании этого определения, то есть размышление формой, создание с её помощью удивительного пластического переживания.
Творческий метод Эвелины заключается в создании уплощенных, строго силуэтных форм, подчёркнуто линеарных композиций с чёткой системой координат, в которых выставленны доминирующие точки и направления.
Художник намеренно отказывается от детализации лица, рук, часто опускает элементы костюма, переводя основной акцент на напряжения линий фигуры.
Линия плеча, изгиб спины, бедро, ступня, точка опоры – все элементы подчинены единому переживанию застывшей в движении формы.
Кукла – знак человека. В случае с куклами Эвелины, мы имеем дело с особой, можно даже сказать, с письменной формой знака, переведённой в трёхмерное пространство.
Превращая знак человека в линию, художник как будто быстрым росчерком пера закрепляет некое метафорическое высказывание, движущееся по мере прочтения и застывающее в момент постижения.
Работы художника обладают удивительным свойством – будучи абсолютно современными и оригинальными по форме, они содержат в себе традиционные наработки прошлого.
Куклы-знаки Эвелины Райтаровской вызывают аллюзии с языческими тотемами, средневековой геральдикой, архитектурной орнаментикой, иконописью, палехской росписью, нотными и буквенными знаками.
Тонкий аристократизм поэтического отражения реальности отличает все работы художника.
Надо сказать, что за каждой работой Эвелины Райтаровской кроется интереснейший интеллектуальный экзерсис, порой обретающий воплощение и в качестве печатного текста.
Коротко о работах мастера можно сказать – уникальность, интеллектуальный подход, высочайшее художественное качество,чистота пластических решений, безупречное исполнение.
Автор статьи: Александа Худякова