Как купить туристическую путевку дешевле
Когда последний раз была в Казани, непременно задумала посетить музей-галерею Константина Васильева. Удивилась тому, что открылась эта галерея на главной улице Баумана, что свидетельствовало о законном почитании художника хотя бы посмертно.
Не мыслила заходить всуе, хотелось как-то всерьез, обстоятельно, поэтому пришла на Баумана в дом 29, только в последний день пребывания.
Уже читала на Туристире отзывы об этом музее-галерее, так что, вроде бы и приглашать в этот культурный объект нет необходимости. Все уже приглашены, картины продемонстрированы, историческая справка приводится.
Казалось бы зачем повторяться!
Мои фотографии из галереи, получились тоже не самые лучшие все как-то стекло отсвечивало
Это вообще беда наших и не только наших музеев (даже в Италии!) располагать картины напротив источника света. А я всегда стараюсь не просто смотреть, но ищу ракурс тот, который помогает картину оживить. Есть такая тайна!
Люди ходят вокруг, а ты нашел единственную точку, и картина вдруг заговорила только с тобой! И порою получается, что точка для фото и для разговора не совпадают. Однако для меня важно второе иначе зачем идти в галерею! Картины в фотоисполнении уже не картины, а иллюстрации к твоим мнениям, комментариям, размышлениям и только!
Когда готовишь материал, конечно же читаешь материалы сопутствующие и должна признаться, что здесь меня ждало первое потрясение: Восторженное признание, претендующее на всенародное, но выраженное каким-то бездушным, казенным языком, вот что я обнаружила. Узнала, что о художнике уже и документальные фильмы сняты и книги написаны. Я книг не читала, но понадеялась, что главные написаны все же друзьями, которые художника хорошо знали, так что и память о нем сохранили, а главное сохранили его картины. Если бы не друзья было бы вообще, все распродано с молотка в частные коллекции
Я имею в виду книгу О. Е. Шорникова и Г. В. Пронина К.Васильев. Воспоминания друзей Казань: Стар, 1995, и книгу А. И. Доронина Константин Васильев. М., Молодая Гвардия, 1999.
Сама бы с удовольствием прочитала эти воспоминания, не знала об этих публикациях, теперь поищу. Надеюсь, что они написаны не пафосно, а по-человечески. Ведь Пронин друг художника и много сделал для того, чтобы сохранить и память, и творческое наследие. Его стараниями (как я поняла), музей в Казани и был открыт.
Но почему все-таки я упомянула ранее о потрясении? Да просто помню, что при жизни художника, его мягко говоря, не очень-то жаловали. Хорошо помню и критику в его адрес, которая раздавалась с разных сторон в том числе и от собратьев по цеху, современников. Помню также, что, когда узнала его картины, после первой большой выставки (кажется посмертной, кажется в Казанском Молодежном центре точно не помню), я была впечатлена. Однако, друзья-художники, настойчиво пытались меня убедить в отсутствии профессионализма этого странного и негромкого парня. Особенно их возмущало несоблюдение пропорций (хотя иконопись тоже далека от соблюдения пропорций совсем другие законы!)
Вот и у Васильева были свои законы и своя эстетика, но современникам это было не интересно.
Так я и запомнила: недоброжелательство во время жизни и бесконечные суды по праву обладать его картинами, после смерти Разговоры, разговоры, недомолвки, намеки Любви к нему у окружавших его людей, в целом, не было (так мне казалось). Однако, были друзья, кажется, настоящие. А друзей много не бывает
С консерваторией, в которой я училась, у Константина Васильева была особая связь: хотя и не вполне взаимная, но любовь к одной выпускнице консерватории.
Не люблю, когда начинаются суды-пересуды, особенно после кончины, когда человек уже не может ответить. Однако есть события, в том числе и из личной жизни, которые помогают понять творчество.
Я восторгаюсь его графикой. Для того, чтобы показать композиторов нужно было очень глубоко понимать их музыку, знать обстоятельства, которые эту музыку воззвали из небытия.
Две его последние любви к Лене Асеевой выпускнице Казанской консерватории и Лене Коваленко, тоже получившей музыкальное образование, вряд ли были причиной тому, что он часто бывал на концертах, особенно симфонической музыки, а Актовом зале консерватории (нередко видела его). Скорее личный выбор им земных Муз, строился на причастности избранниц к Музыке
Известно, что любил писать свои картины по ночам и при этом всегда звучала музыка. Особенно любил Вагнера. Говорят, что когда хоронили звучала вагнеровская На смерть Зигфрида
Его жизнь в 34 года состоялась между тайной рождения и тайной смерти.
Мать родила его в оккупации и зарегистрировав в немецкой комендатуре назвала Владислав.
Отец, который в это время был в партизанах, впоследствии изменил сыну имя.
Не знаю, в чем причина, какая Божья душа слетела в оккупированный Майкоп и почему это было так, но нордический сдержанный характер, будущего художника, помноженный на древнее мифологическое славянское мироощущение дало необычный результат совмещения несовместного, а в искусстве своеобычие особо ценится.
Погиб художник тоже при невыясненных обстоятельствах расследования не было Ведь ушел из жизни человек незнатный, подумаешь какой-то художник-оформитель из Зеленодольска! А кроме того небогатый. Говорят, что у него даже наручных часов не было
Его картины при жизни не покупали, а если вдруг находился чудак, то художник оценивал свое полотно линейкой! Измерял по диагонали и можно сказать отдавал за бесценок, умножив сантиметры на рубли.
Версий несколько: от убийства до несчастного случая. Я хорошо помню то время в Казани город был очень криминальным.
Нет необходимости сейчас в рассказе о конкретном музее-галерее переписывать чужие рецензии у меня конечно же есть свое мнение, но здесь не научное исследование. Я в этом материале должна лишь пригласить посетить одну из достопримечательностей Казани Приглашаю, конечно.
Но когда вы пойдете в галерею, постарайтесь побольше почитать о художнике и понять, что он был очень необычный, очень талантливый и наверное, очень одинокий человек, который пытался осмыслить вечную проблему Добра и Зла.
Последняя картина Человек с филином написана за несколько дней до гибели. Символ свечи вообще важен у Васильева. И мудрый старец с мудрой птицей, словно стоит на пороге миров. Искусство оно всегда провидит
Я специально не даю фотографии отельных картин ведь они всего лишь отпечатки. Посмотрите на отдельные уголки галереи! Кстати это очень важно как картины разложены и развешены, как они разговаривают друг с другом, ведь если нет этого разговора то это не галерея, а комиссионный магазин. Именно ради этого: поучаствовать в разговоре и стоит посетить галерею! Может быть что-то откроется, а может быть и нет Это кому как!
Константин Васильев пробовал себя в разных жанрах. Кажется он мог написать все и абстракцию, и палехскую быль, и германский эпос, и графику, и сюрреалистическое и реалистическое полотно, да так, что если это был лес слышался шелест живых деревьев! (Между прочим со стороны матери, он потомок художника Шишкина).
Запоминаются портреты художника. Они совсем не простые!
Знаковой картиной стал портрет Федора Достоевского.
Для меня этот писатель загадка! Поверить бумаге свою антологию Зла и выжить при этом духовно. Не знаю есть ли еще примеры.
В свое время, сам художник, сказал об этой свече, перед которой сидит Достоевский: это не свеча это светоч
Тоже на грани двух миров! Что есть Добро и Зло! Мучительная проблема. А в наше время, когда обезумевшее от виртуального чада человечество, бездарно танцует на краю пропасти это особенно актуально.
Я подходила к этому портрету несколько раз, но картина молчала. И вдруг! Когда я спускалась со второго этажа и случайно посмотрела вперед, остановилась пораженная. Открылось! И свеча ожила, и взгляд Достоевского заглянул в самую глубину, и вопрос прозвучал сокровенно, но требовательно, и черная тень легла так, будто хотела перечеркнуть свет, да не смогла!
Наверное, я посетила тогда галерею, только ради этого мгновения!