Англия второй половины XIX века. 1844 год - год, когда Уильям Тернер создает "Дождь, пар и скорость. Большая западная железная дорога". ЭТО ПЕРВОЕ В ИСТОРИИ МИРОВОЙ ЖИВОПИСИ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ. Да-да-да, его создали не импрессионисты!
❗Хочется еще раз подчеркнуть, ТЕРНЕР СОЗДАЛ ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ В 1️⃣8️⃣4️⃣4️⃣ ГОДУ! Задолго до появления импрессионизма во Франции. Вообще задолго до всего радикального (Эдуарду Мане только только исполнилось 12 лет).
Уильям Тернер (1775-1851) с юности был довольно знаменит, уже в 1802 году принят в члены Королевской Академии. Он был принят, но ИСКУССТВО ЕГО НЕ ПОНИМАЛИ. Да и как в середине XIX века можно понять художника, последовательно двигавшегося ко все большей АКТИВНОСТИ ЦВЕТА, ЕГО НЕЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРЕДМЕТНЫХ ФОРМ И, в конце концов, ПРИШЕДШЕГО К "ЧИСТОЙ ЖИВОПИСИ"?! Тогда как во всю царил его высочество костный канон.
Тернера всегда влекло все неординарное, эффектное и здесь по духу его можно сравнить с Байроном, особенно, в их общем интересе к катастрофическим природным состояниям.
Совершенно уникально уже название картины, данное самим художником, очень точно выражающее суть образа.
Тернер изобразил поезд, стремительно несущийся по мосту прямо на зрителя. ПЯТНО ЧЕРНОГО ПАРА И ОЧЕРТАНИЕ МОСТА - ЕДИНСТВЕННЫЕ ВНЯТНЫЕ ДЕТАЛИ картины. Все остальное - река, противоположенный берег, небо, тонущее в мареве влажного воздуха, с которым сливается пар, вырывающийся из трубы локомотива, эфемерные женские силуэты и лодка с двумя гребцами - живописная "каша".
❗ИМЕННО ИЗ ЭТОГО МАРЕВА И ВЫРОСЛИ ИМПРЕССИОНИСТЫ❗
Сегодня картина бы несомненно хайпанула (после Черного квадрата можно понять-простить-принять все что угодно😂). Но тогда, в середине XIX века, подобный свето-атмосферный эффект казался НЕМЫСЛЕМЫМ (хотя известно, что художник наблюдал его в натуре).
❗Почему именно СКОРОСТЬ? Потому что ЭТО СКОРОСТЬ ТОГО НОВОГО, ЧТО СТРЕМИТЕЛЬНО ВРЫВАЕТСЯ В ЖИЗНЬ (закостенелое старое - это застывшая на реке лодка). И это не только грядущий импрессионизм и исчерпавший себя академизм. Это быстро меняющаяся ЖИЗНЬ ВООБЩЕ. И в каком-то смысле это momento mori - помни о смерти.