17 октября 1941 года в 13:00 с аэродрома Бутусовка взлетела пара советских штурмовиков Ил-2 из 190-го штурмового авиаполка, которая должна была произвести разведку движения неприятельской техники по дороге, связывающей Дмитровск-Орловский и Орел, а также атаковать выявленные цели. Пилотировали эти самолеты лейтенант Евгений Монахов и младший лейтенант Николай Кулешов.
Спустя полчаса "Илы" оказались в заданном районе и практически сразу обнаружили идущую по дороге германскую колонну. Невзирая на открытый противником из автоматических зенитных орудий и пулеметов огонь, оба авиатора произвели атаку, снижаясь с высоты 200 метров до 50, и сбросив в общей сложности восемь 50-кг бомб, а также выпустив восемь неуправляемых ракет РС-132, 400 снарядов из авиационных пушек ШВАК и 1200 патронов из пулеметов. Благополучно вернувшись на базу, Монахов и Кулешов доложили о вероятном уничтожении 10 вражеских автомобилей. Этот результат был им засчитан, правда, в дальнейшем полковые штабисты добавили к нему еще три танка, о которых летчики даже не заявляли.
Спустя два часа рейд в тот же район и с той же задачей решено было повторить, однако на сей раз начало вышло далеко не гладким. Почти сразу после взлета двигатель на самолете Николая Кулешова стал давать перебои, так что летчик вынужден был вернуться на аэродром, а к цели отправился только Евгений Монахов. Как и в первый раз, Евгений точно вышел на колонну, обнаружившуюся к югу от села Кромы, после чего проштурмовал ее с одного захода, сбросив три 50-кг бомбы и выпустив четыре РС-132. Результата своей атаки он не наблюдал, а на второй заход не пошел, поскольку заметил неподалеку летящий на небольшой высоте трехмоторный транспортный самолет Ju-52/3m. Этот "Юнкерс" из 105-й авиагруппы специального назначения выполнял перевозки в интересах передовых частей 2-й танковой группы. Его экипаж внимательно наблюдал за приближающимся советским штурмовиком и готовился принять бой.
Слегка ошеломленный неожиданной встречей, Евгений некоторое время просто рассматривал германский самолет и пришел в себя только тогда, когда бортстрелок транспортника открыл огонь из пулемета. Далее советский летчик действовал уже быстро и решительно. Отвернув в сторону, он совершил полный разворот, после чего пошел в атаку снизу и сбоку. Выйдя на дистанцию эффективной стрельбы, Монахов прицелился в крыло "Юнкерса" и дал весьма меткую очередь. Двигатель неприятельской машины густо задымил, Ju-52 резко отвернул, а затем его пилот начал снижение, выбирая место для вынужденной посадки. Немецкий авиатор хорошо знал свое дело - поврежденный самолет благополучно приземлился на окраине деревни Голубица, после чего все находившиеся на борту поспешили выбраться наружу и отбежать подальше. Последнее оказалось нелишним - проследив за противником и убедившись в том, что "Юнкерс" пострадал не фатально, Евгений решил провести еще одну атаку и сбросил оставшуюся бомбу, пролетевшую мимо и разорвавшуюся в нескольких метрах перед целью. Затем советский штурмовик удалился и вскоре вернулся на свой аэродром.
Командир 190-го штурмового авиаполка отнесся к обстоятельному рапорту своего подчиненного со всею серьезностью, поэтому на утро следующего дня был запланирован вылет тремя экипажами с целью окончательно добить севший на вынужденную Ju-52, а заодно произвести разведку и штурмовку вражеских колонн на дороге Дмитровск-Орловский - Кромы. Возглавить звено должен был капитан Дмитрий Боровихин, а его ведомыми определили все того же Евгения Монахова и младшего лейтенанта Анатолия Калачева.
18 октября в 8:10 тройка "Илов" поднялась в воздух и через 30 минут была уже над Голубицей. "Юнкерс" стоял на прежнем месте и возле него находилось несколько человек, занимавшихся, очевидно, ремонтом повреждений. При виде штурмовиков немцы быстро отбежали в ближайшее укрытие, после чего лейтенант Монахов провел атаку по неподвижному самолету в практически идеальных условиях. Выпущенный с небольшой дистанции РС-132 взорвался под фюзеляжем транспортника, стойки шасси подломились, Ju-52 лег на грунт и загорелся. Удовольствовавшись этим результатом, советское трио продолжило полет по запланированному маршруту, обнаружило и проштурмовало двигавшуюся по дороге автоколонну, а затем вернулось на аэродром, доложив о десяти пораженных вражеских автомобилях и подтвердив уничтожение "Юнкерса".
Так завершилось довольно необычное противостояние советского штурмовика и германского транспортного самолета, по ходу которого Евгений Монахов уничтожил неприятельскую машину комбинированным ударом, проявив себя в том числе и в качестве мастера воздушного боя. Впечатленное командование 190-го ШАП представило героя к ордену Ленина, однако явно перестаралось, отнеся на счет лейтенанта 22 танка, 121 автомобиль и 2 моста, якобы уничтоженных в ходе всего лишь 25 вылетов на штурмовку. В штабе 11-й смешанной авиадивизии к таким цифрам совершенно справедливо отнеслись к недоверием и понизили статус награды, вручив Евгению второй орден Красного Знамени. К весне 1942 года этот летчик получил звание капитана и должность командира эскадрильи, но вскоре военная фортуна отвернулась от него. 11 июня 1942 года во время выполнения очередного боевого задания капитан Монахов был сбит над целью огнем зенитной артиллерии и погиб.
Michael Traurig