Почему в XXI веке так популярно новое искусство XX века?
Мы видим большое количество раскупаемых вещей – блокноты, сумки, кружки, обложки для паспортов, открытки, носки, футболки с напечатанными на них репродукциями произведений искусств, таких популярных художников как Мунк или Ван Гог. Вещи выглядят ярко, вызывающе, привлекают внимание, являются своего рода протестом, проявлением личности, необычности, индивидуальности, соответствуя духу XXI века.
Мне довелось побывать на таком грандиозном событии – как приезд работ Эдварда Мунка в Третьяковскую галерею, где главным произведением являлась картина «Крик». Посетив выставку Мунка, приходишь в некоторое остепенение. Поражает количество людей, насколько создает ажиотаж это событие. С первого раза на выставку было не попасть. Приходилось вставать в шесть утра, чтобы в семь-восемь занять свою очередь. И даже в таком случае вы окажетесь далеко не первым… Люди, люди, люди… и охрана – только у одной картины под названием «Крик».
Существует множество версий и теорий о том, что хотел изобразить на этой картине художник и также много версий самой картины «Крика». Но на той версии, которая изображена в технике литографии, в черно-белом исполнении, есть четкая надпись: «Я почувствовал сильный крик, пронзающий природу».
Эдвард Мунк изложил историю создания «Крика» в своих дневниках так: «Как-то вечером я шел по дороге – с одной стороны подо мной раскинулись город и фьорд. Я был уставшим и больным – стоял и смотрел на фьорд. Садилось солнце – облака окрасились красным, как кровь. Я почувствовал, будто природу пронзил крик, мне казалось, я слышал крик. И я написал эту картину – написал облака как настоящую кровь. Цвета кричали».
События нашего столетия и XX века очень близки по духу. Разные направления в художественной культуре того века стали ответом на его катастрофы, его разломы и трагедии. Самоощущение человека тогда – это постоянное предчувствие или переживание катастрофы, отчаяние и тотальная потеря душевного равновесия. Люди испытывали душераздирающую боль, выражая в искусстве большую чувствительность к происходящему, сильное переживание. XX век тесно связан именно с революционными процессами, великими переворотами, социальной и национальной борьбы, мировыми войнами, становлением нового общественного строя. На этой волне художники стали создавать собственный язык, описывая им первоначальную природу реальности, мира и бытия. Идеи художников стали способом постичь это новое, неизвестное, непознаваемое.
Что происходит с Россией в XXI веке писать, наверное, не стоит. Все мы живем здесь и видим, что происходит рядом с нами. Например, столкнувшись, с такими событиями как эпидемия, самоизоляция, упадок экономики, крах малого бизнеса, экологические катастрофы и политический кризис, возросшая смертность, мы чувствуем примерно то же, и это связывает нас с судьбами прошлого.
Один военный человек как-то сказал мне, что очень важное качество в человеке – это сострадание, все люди, которые имели его, они выжили, – это мы. Это нас и объединяет.
Благодаря духовной проницательности, которую художникам дала природа, особенной чувствительности к миру, к происходящему, они могут видеть и чувствовать по-иному, передавая свои мироощущения при помощи выразительных средств, с помощью кистей. Это исходит, конечно, от индивидуальности каждой личности. Так и Эдвард Мунк передал всю трагедию того настоящего бытия через себя, через кисть. Всю боль и трагедию, которые народ испытывал тогда, испытывают люди в какой-то мере и сейчас. Может поэтому эти произведения и сейчас имеют такую большую популярность, собирая грандиозное количество людей?
С благодарностью за наше время, Инна Степаненко.
© Инна Степаненко, художник, дизайнер.
© Литературное объединение "ISPRAVLYAY".