Найти тему

Туристический маршрут "Калининград фортификационный". Прошла его пешком без гида. Мои впечатления

Оглавление

Калининград обладает одной из самых больших коллекций оборонительных сооружений Европы (можно сказать, что Калининград - абсолютный чемпион в этом отношений), дожившая до наших дней. Все они находятся в городской черте и имеют статус памятника архитектуры, за что Калининграду неофициально присвоено звание "Города-музея фортификации".

Я надеялась познакомиться с этим историческим наследием в ходе обзорной экскурсии. Но поскольку с ней не сложилось, я решила отправиться на поиски этих достопримечательностей самостоятельно, благо, для туристов в городе разработан специальный маршрут - "Калининград фортификационный".

Сказано - сделано. Сразу после завтрака я, вооружившись картой с обозначенным ранее "походным" планом, выдвинулась в путь 😉.

Я решила пройти по этому маршруту пешком. Это было не близко и не быстро. Но я не жалею потраченных сил и времени - ведь благодаря этому "марш-броску" я не только познакомилась с прошлым города, но и рассмотрела как следует его настоящее😉
Я решила пройти по этому маршруту пешком. Это было не близко и не быстро. Но я не жалею потраченных сил и времени - ведь благодаря этому "марш-броску" я не только познакомилась с прошлым города, но и рассмотрела как следует его настоящее😉

Тех, кто опасается пойти по моим стопам из-за собственного "географического кретинизма", могу успокоить - не заблудитесь! В помощь путешественникам в центре Калининграда расставлены указатели, обозначающие достопримечательности города, направление, в котором стоит их искать, и расстояние до них.

Башня Врангеля

Своё знакомство с "Калининградом фортификационным" я решила начать с башни Врангеля. Дорога до неё от отеля "Москва" заняла около получаса. Башня была построена в 1853 году и получила своё имя в честь представителя старинного аристократического рода, прусского военачальника, генерал-фельдмаршала Фридриха фон Врангеля. У неё есть близнец - башня Дона (о ней - ниже). В задачу этих сооружений входила защита Верхнего озера (собственно, на его берегах эти сооружения и стоят: башня Врангеля - на западном, Дона - на восточном).

В настоящий момент внутрь башни Врангеля, как и в парк вокруг неё попасть нельзя - там идут реставрационные работы. Как мне пояснил охранник, в ближайшем будущем здесь разместится музей оружия и военной истории.
В настоящий момент внутрь башни Врангеля, как и в парк вокруг неё попасть нельзя - там идут реставрационные работы. Как мне пояснил охранник, в ближайшем будущем здесь разместится музей оружия и военной истории.

Башня Дона

Повернув направо, я вышла на берег Верхнего озера, а затем вдоль него прошла к башне Дона. Как и башня Врангеля, она была построена в 1853 году и входила в систему оборонительных сооружений Кёнигсберга. Имя ей досталось также от представителя именитого дворянского рода и прусского генерал-фельдмаршала - Фридриха цу Дона.

Росгартенские ворота

Следующая точка маршрута - Росгартенские ворота, - находится рядом с башней Дона. Ворота являются функциональным продолжением башни - в конце 19-го века они также выполняли роль оборонительного сооружения, - и составляют с ней единый архитектурный ансамбль.

Сегодня внутри ворот располагается рыбный ресторан «Солнечный камень».
Сегодня внутри ворот располагается рыбный ресторан «Солнечный камень».

Литовский Вал

Дальше мой путь лежал вдоль Литовского Вала. Это еще одна часть оборонительного кольца Кенигсберга, представляющая собой земляную насыпь, некогда тянувшуюся от Верхнего озера до реки Преголи. Это одно из самых "возрастных" доживших до наших дней фортификационных сооружений города - его строительство началось в 1626 году.

Казарма "Кронпринц"

На пути к Королевским воротам я встретила еще два интересных военных сооружения. Одно из них - казарма "Кронпринц" (своё имя она получила в честь в честь наследника прусского престола Вельгельма I), - было построено в 1849 году как некое "общежитие" для военных из элитных частей Кёнигсбергского гарнизона. По задумке создателей в случае нападения казарма должна была стать еще одним оборонительным (и практически неприступным) рубежом.

Бастион "Грольман"

Казарма "Кронпринц" соединялась подземным ходом с другим военным строением (оно расположено прямо напротив) - бастионом "Грольман". Это сооружение было воздвигнуто в в 1860 году и получило своё имя в честь прусского генерала, участника наполеоновских войн, Карла фон Грольмана.

Королевские ворота

Заканчивается Литовский Вал у Королевских ворот. Своё название они получили в честь дороги, на которой стояли - по ней прусские короли, направлялись из кёнигсбергского замка на войсковые смотры. В начале 20-го в. ворота были переданы городу и в последствии выполняли роль триумфальной арки.

Исторический облик здания был восстановлен в 2005 году. Тогда же здесь разместился филиал Музея  Мирового океана – «Великое посольство». Историко-культурный центр имеет три зала, у каждого своя тематика.
Исторический облик здания был восстановлен в 2005 году. Тогда же здесь разместился филиал Музея Мирового океана – «Великое посольство». Историко-культурный центр имеет три зала, у каждого своя тематика.

Редюит

Немного в стороне от Королевских ворот можно найти еще одно историческое здание - бывший редюит (внутреннее укрепление) крепостного бастиона.

Закхаймские ворота

Продолжив движение по улице Литовский Вал, я через некоторое время вышла к последнему пункту из тех, что запланировала осмотреть в этот день - к Закхаймским воротам. Нынешнее здание возведено в середине 19-го века. В то время эти ворота служили контрольно-пропускным пунктом при въезде в Кёнигсберг. В начале 20-века ворота также отошли к городу и постепенно "обросли" жилыми домами.

После реставрации они были переданы Калининградскому союзу фотохудожников. В настоящий момент там функционирует арт-платформа "Ворота".
После реставрации они были переданы Калининградскому союзу фотохудожников. В настоящий момент там функционирует арт-платформа "Ворота".

Астрономический бастион (бастион "Штернварте")

На осмотре следующей части оборонительного кольца я отправилась уже следующим утром. От отеля "Москва" моя дорога шла теперь прямо на юг города. Астрономический бастион я нашла буквально через 15 минут. Его историческое название - Штернварте. Современное наименование утвердилось в советский период из-за стоявшей напротив (сейчас уже не существующей) университетской обсерватории.

Аусфальские и Железнодорожные ворота

Напротив Астрономического бастиона расположен один из красивейших парков Калининграда - Парк Победы (на нём я сейчас останавливаться не буду, позже напишу отдельную статью). Карта утверждала, что рядом с ним можно найти еще двое ворот - Аусфальские и Железнодорожные. И если первые я хоть и с трудом, но обнаружила (от них практически ничего не осталось кроме фасада, который можно разглядеть только со стороны парка), то вторые я каким-то образом просто пробежала, так и не поняв, где они находятся😰 (этот пункт я оставляю в списке желаний на будущую поездку😉).

Внутреннее пространство ворот сейчас засыпано землёй, на верхней платформе, расположенной на уровне проезжей части, в 90-е была построена православная часовня Святого Георгия Победоносца.
Внутреннее пространство ворот сейчас засыпано землёй, на верхней платформе, расположенной на уровне проезжей части, в 90-е была построена православная часовня Святого Георгия Победоносца.

Фридрихсбургские ворота

С этими воротами мне повезло больше (хотя я тоже не ожидала, что найду их среди портовых сооружений 😉). Это единственный сохранившийся до наших дней элемент крепости Фридрихсбург, знаменитой тем, что 1697 здесь учился бомбардирскому делу сам Пётр I. Считается, что позже в России по образцу Фридрихсбурга было возведено несколько крепостных сооружений.

Бранденбургские ворота

Последний пунктик моего "похода". Это единственные "дожившие" до наших дней кёнигсбергские ворота, которые имеют проезды и выполняют транспортную функцию. Другая отличительная черта Брандербургских ворот - ярко выраженные готические мотивы (другие ворота выглядят намного скромнее в декоративном плане).

Ну, в общем-то, на этом месте я решила своё знакомство с "Калининградом фортификационным" закончить. Всё, что меня интересовало на данный момент я посмотрела. С остальным военно-исторических наследием Калининграда (а "за бортом" остались несколько фортов и Фридландские ворота) я думаю, мы увидимся в следующий раз😉.

____________________________

Еще может быть интересно: