Из-за халатности работников Третьяковской галереи "Черный квадрат" Малевича два месяца провисел вверх ногами.
Существует мнение, что изобретение фотографии стало одной из причин зарождения модернизма в живописи. Это типа защитная реакция профессионального сообщества художников, потерявших монополию на изображение окружающего мира. Теперь любой человек с фотоаппаратом в руках может "рисовать" пейзажи, портреты и натюрморты.
Получается, каждый сам себе художник?
Нет. Подлинный творец всегда имеет особое видение и выражает его самобытными способами. И этим он выделяется из общей массы.
Например, так:
Аналогично с музыкой.
Новые технические средства тиражирования и трансляции звука привели к неслыханной прежде возможности по распространению музыкальных произведений.
Любой мог напеть (насвистеть, наиграть) пришедший в голову мотив, прикрутить к нему последовательность аккордов и отправить путешествовать по миру в виде радиоволн или грампластинок.
Ноты - не нужны. Теорию музыки - в урну. Гармония, сольфеджио, полифония, музыкальное образование - к чертям, всё подберём на слух.
Получается, каждый сам себе композитор?
Да как бы не так. Отсечь дилетантов призваны оригинальные техники сочинительства, будь то:
додекафония нововенцев,
сериализм Дармштадтской школы,
алеаторика Карлхайнца Штокхаузена,
конкретная музыка Эдгара Вареза,
сонористика Кшиштофа Пендерецкого,
музыка с повторяющейся структурой Филипа Гласса,
репетиционный минимализм Стива Райха,
tintinnabuli Арво Пярта и тому подобное.
Также придумываются новые способы игры на традиционных инструментах.
У струнных: sul tasto (игра у грифа), sul ponticello (игра у подставки) и игра по "неигровым" частям (по подставке, по подгрифку, за порожком, по корпусу и шпилю).
У духовых: удары клапанами, jet whistle (резкий выдох в закрытом положении) и slap (щелчок языком).
Но самое известное - подготовленное фортепиано.
И порой на концертах больше внимания уделяешь не музыке, а тому как она извлекается из инструментов.
Некоторые "сочинения" современных композиторов носят откровенно эпатажный характер.
В третьем часу ночи 8 ноября 1960 года американский авангардист Ла Монте Янг создал "Фортепианную пьесу № 1 для Терри Райли".
Автор ролика анонсирует:
Я начинаю влюбляться в это произведение ... Самая красивая пьеса, которую я слышал за долгое время, настоящее произведение искусства.
Как видите, пьеса исполняется строго по указаниям композитора:
Придвиньте пианино к стене и прислоните к ней плоской стороной. Затем продолжайте толкать в стену. Толкайте изо всех сил. Если пианино проходит сквозь стену, продолжайте толкать в том же направлении, независимо от новых препятствий, и продолжайте толкать изо всех сил, независимо от того, остановлено пианино у препятствия или движется. Пьеса заканчивается, когда вы слишком измотаны, чтобы продолжать тужиться.
Кстати, упомянутый в названии "пьесы" Терри Райли тоже композитор. Его самое известное сочинение - "In C", написанное для неопределенного числа исполнителей, считается "первым минималистским произведением, оказывающее существенное влияние на общественное сознание".
Пластинка с записью 1968 года хранится в Библиотеке Конгресса США как "культурно, исторически или эстетически значимая".
А вот перед вами первая страница партитуры композиции "Study для скрипки" российского композитора Георгия Дорохова.
Так это звучит в исполнении автора:
Но самым популярным и часто исполняемым произведением композитора стал "Манифест для трех пенопластов со смычками", вошедший в репертуар многих российских и зарубежных ансамблей современной музыки.
Его партитура выглядит так:
Запись есть в Интернете.
Георгий Дорохов прожил яркую жизнь, скоропостижно скончавшись в возрасте двадцати восьми лет. Я виделся с ним один раз, в декабре 2007 года на "Первом Международном конкурсе молодых композиторов имени Эдисона Денисова".
Тогда его "Элементарным частицам" жюри присудило, кажется, первое место. Не вспомню о чём мы тогда говорили, но точно не о музыке.
Публикация отправляется в новый раздел КАТАЛОГА ссылок канала: Современные композиторы. Ещё по теме:
Daughters of the Lonesome Isle и 4'33" - Когда музыка опаздывает
Орган 2 / ASLSP - Эта музыка будет вечной. И это не фигура речи
Такого плагиата вы никогда не слышали - триумф пустоты
Странный композитор, ставший предтечей современной электронной музыки
По традиции несмешная байка:
Как Феликс Мендельсон "открыл" миру Иоганна Себастьяна Баха.
Говорят, Карл Цельтнер, учитель композитора обнаружил ноты Баха в сырной лавке, в них заворачивали масло.
По другой версии в ноты был упакован сыр, который купила бабушка Мендельсона, а потом подарила ему на четырнадцатилетие.
В любом случае, если вам вдруг попадётся партитура современного композитора, не выбрасывайте её в унитаз, а лучше заверните в неё что-нибудь не сильно пачкающее. А вдруг это шедевр?