После премьеры этого сочинения каждый считал нужным сказать: "Это мог бы написать абсолютно любой". На что автор резонно отвечал: "Но никто этого не сделал".
Премьера пьесы состоялась 29 августа 1952 года в Вудстоке (США). Произведение в трёх частях, темп =60, исполнитель - пианист Дэвид Тюдор. Звук на максимум!
Автор 4'33" - американский композитор Джон Кейдж - позже говорил, что на создание пьесы его вдохновила группа абсолютно белых полотен, которые демонстрировал художник Роберт Раушенберг. "Музыка опаздывает", – подумал Кейдж про себя. В действительности он уже экспериментировал с моментами тишины в Music of Changes и ещё в 1948 году говорил, что хочет написать беззвучную пьесу под названием "Безмолвная молитва".
Музыкой в пьесе служат звуки окружающего мира, пространства. Таким образом 4'33" это одновременно и головокружительное философское заявление и дзеноподобный ритуал созерцания.
Дальше - больше. В 1961 году венгерский композитор Дьёрдь Лигети исполнил концептуальную пьесу в духе Кейджа "Будущее музыки", в которой он стоял перед ничего не подозревающей аудиторией и писал на доске инструкции: crescendo, piu forte, “тишина”. Получившийся в результате этого гам и был композицией.
Кроме тишины Джон Кейдж очень любил шум. В манифесте 1937 года он заявлял:
Я верю, что использование шума для создания музыки будет продолжаться и учащаться, пока мы не добьемся музыки, созданной при помощи электронных инструментов, которые сделают возможным использование любых и всех звуков для музыкальных целей.
Самое знаменитое изобретение Кейджа, которое с успехом применяют многие композиторы современности - "подготовленное” (или “препарированное”) фортепиано. Процесс “подготовки”, который включает в себя размещение между струнами рояля болтов, шурупов, монет, кусочков дерева и войлока, по своему характеру насильствен, но звуки сами по себе благозвучны. Звучание подготовленного фортепиано использовал даже Фредди Меркьюри в "Богемской рапсодии".
Слушаем неуловимые мерцания в пьесе 1945 года Daughters of the Lonesome Isle (Дочери одинокого острова).
Справедливости ради, стоит сказать, что Кейдж и Раушенберг были не первыми. Ещё в начале 1880-х годов в Париже эксцентричный художник Альфонс Алле на выставках "Les Arts Incohérents" демонстрировал лист лист белой бумаги под названием "Первое причастие юных анемичных девушек в снежную пору".
Более того, ему же принадлежит авторство пьесы "Похоронный марш на смерть Великого Глухого". Партитура сочинения представляла собой 24 пустых такта с пометой Lento Rigolando (первый термин - "медленно", второй – несуществующее итальянское слово, гибрид regolare (регулярно) и pigolando – (хныкать).
По мнению Ляли Кандауровой:
... "Похоронный марш" концептуально отличается от работы Кейджа. Парадоксально, но две эти тишины схожи не более, чем были бы схожи две "звуковые" пьесы, принадлежащие разным векам; одно – вычурная интеллектуальная проделка, другое – радикальное, анархистское высказывание о природе музыки и композиторства.
В статье использованы материалы из книг Алекса Росса "Дальше - шум. Слушая XX век" и Ляли Кандауровой "Полчаса музыки. Как понять и полюбить классику".
Дорогой читатель, чтобы не затеряться в Океане Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог статей, нарративов и видео.
При комментировании, пожалуйста, будьте вежливы!