Будучи студентом Ленинградского университета, двадцатидвухлетний Валерий Чернецов, поработав в приобской экспедиции, жизненную траекторию связал с изучением истории финно-угров. Особенно интересовали манси. Они напоминали индейцев и романа Фенимора Купера. Дети тайги, названные не то от слова « маленькие», не то «живущие в глухом месте», не имеющие ни алфавита, ни учебника родного языка, но судя по богатому фольклору- мифам и сказаниям, имеют глубинные уральские корни. Годами не выходя из экспедиционного состояния, Валерий Николаевич Чернецов- дипломированный этнограф, открыв доселе не известные памятники древней культуры Нижнего Приобья , не выпускал из виду уральские «писаные камни»- наскальные изображения, которые представляют собой одну из самых ценнейших и редчайших категорий исторических памятников. Надо было выяснить этническую принадлежность, возраст и, и внутренний смысл наскальных изображений. Впервые о «Писаном Камне» на реке Вишере упоминается в одном из актов 17-го века. В литературе «писаницы» известны из сочинений путешественников 18- го века Витзена, Страленберга, Миллера. Сбором сведений о писаницах, на протяжении 19- го века, занимались историки и краеведы. Чаще упоминалась река Тагил. По этой реке покорять Сибирь плыл со своими головорезами Ермак Алёнин, оставив следы своего пребывания- укреплённый рвом и валом городок у горы Медведь-Камень. На вершине горы в ту пору существовало «вогульское капище»- жертвенное место, на скалах казаки видели причудливые рисунки, нанесённые красной краской. С реки Тагил начал изучение уральских писаниц В.Н.Чернецов.
…Осень 1938 года оказалась более удачной. Купив в деревне Прянишниково деревянную лодку, Валерий Николаевич отправился вниз по Тагилу. На этот раз донимали речные мели. Неприятно проходить порог «Большаковский перебор», когда сильное течение и торчащие из воды камни. По верёвочной лестнице удалось спуститься к Зенковской скале. Рисунки находились на пятнадцатиметровой высоте, снизу к ним доступа не было. Изображения сохранились хорошо, а композиция писаницы оказалась лучшей из известных. На удачные фотоснимки нельзя было рассчитывать, поэтому рисунки приходилось копировать- работа сложная и кропотливая… Выучив туземный язык В.Н.Чернецов явился одним из создателей алфавита и учебника мансийского языка. Общаясь с аборигенами, учёный выявил важную особенность в изобразительном искусстве хантов и манси- охотничьи затёсы на деревьях, рисунки на бересте, татуировка на руках женщин были тождественны некоторым типичным фигурам писаниц. Вблизи наскальных изображений были и старинные культовые места манси. По археологическим данным ареал писаниц совпадал с территорией протоугров- предков хантов и манси. Этническая принадлежность писаниц была определена. Полное сходство рисунков загородок и ловушек на костяных наконечниках стрел, изображение уточек и охотничьих загонов на глиняной посуде эпохи неолита, позволило В. Чернецову время появления уральских наскальных изображений отнести к рубежу 3-2 го тысячелетий до нашей эры. К 17-му столетию приходится конец бытования писаниц. В средневековье рисунки становятся схематичными, появляются изображения креста, как символа пришествия христианства, родовые «знамёна»- знаки, ставящиеся вместо подписи. В 50- е- 60- годы В.Н.Чернецов организует исследование наскальных изображений на реках Реж, Нейва, Ирбит, Серга. Привлекая данные других районов Урала приступает к обобщению собранного материала, используя археологические данные и археологические сведения, взятые из прошлого зауральских и приобских угров. В итоге, в 1971 году появляется научный труд под название «Наскальные изображения Урала». Между тем, поиск новых местонахождений древних рисунков продолжался. В 70-е годы, писаницами занялись свердловские археологи во главе с Валерием Трофимовичем Петриным. Учёные, зимой на лыжах, а летом- на байдарках исследовали берега уральских рек и нашли группы изображений на Прокопьевской Салде, Юрюзани, Ае, Белой. Найдены, в дополнение к ранее известным росписям Каповой пещеры, палеолитические рисунки Игнатовской и Серпиевской пещер. Рисунки пришлось долго отмывать от наслоений копоти факелов многочисленных посетителей. Бывали открытия неожиданные. На реке Уфе, на ночёвку остановились в одном из гротов. На утро, разжигая костёр, потребовалось насадить топор на топорище. Когда топорищем ударили об скалу, то оказалось, что ударили по одной из фигур ранее неизвестной писаницы, и назвали её Араслановской… Одной из задач нашего пеше-водного туристского похода по Северному Уралу в 1986 году было исследование так называемого «Писаного Камня» на реке Унье - левом притоке реки Печёры. На Унье много скал, населения нет, и мы, на своих катамаранах, пролетели мимо заветного камня, не приметив его. Драматичным оказался очередной маршрут по реке Тагил осенью 1980 года. Воды в реке катастрофически мало, на Большаковском переборе о камни порвали байдарку, по ледяной воде выбирались к берегу. Наскоро заклеили пробоину лейкопластырем, и я поплыл дальше, а брат бежал по берегу, чтобы согреться. Пять дней боролись с мелководьем и холодом, пока не добрались до села Мугай, откуда автостопом- на железную дорогу. А на Тагиле мы нашли две неизвестных писаницы и три жертвенных места! В итоге разведки 70-80 - ых годов выявлены локальные особенности писаниц, новые сюжеты, связь писаниц с жертвенными местами.