Согласитесь, сложно найти человека, который не слышал бы о бароне Мюнхгаузене, об этом короле лжецов, который самозабвенно рассказывает байки и сам же в них верит. Литература знает многих обманщиков: это и гоголевский Хлестаков, и не в меру бахвалистый шекспировский Фальстаф, и мечтательный хвастун Тартарен... Но все они лишь подмастерья истинного мастера лжи Мюнхгаузена.
Но удивительно то, что затейливые выдумки барона имеют под собой вполне реальные основания, а сам он — литературное преображение жившего некогда человека. Настоящий Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен действительно проходил военную службу в России и воевал с турками, он действительно любил охоту, во время которой с ним происходили забавные приключения, и он действительно любил рассказывать о своих похождениях всем, кто соглашался его послушать.
По происхождению Карл Фридрих был дворянином из небольшого городка Боденвердер в Нижней Саксонии. Семья была бедной, но многодетной: Карл был пятым из восьмерых детей. Заботиться о будущем своего потомства пришлось матери, так как отец умер рано. Карла Фридриха она пристроила пажом к герцогу Антону Ульриху Брауншвейгскому, который вскоре женился на Анне Леопольдовне, внучке соправителя Петра Великого царя Ивана V и племяннице императрицы Анны Иоанновны.
Таким образом в свите герцога барон оказался в России. Страна поразила его своими морозами, Петербург — размерами, а императорский двор — любовью к грандиозным празднествам, обедам и увеселениям.
Так что, когда литературный барон Мюнхгаузен рассказывает о гигантском паштете, из которого вылез человечек, возможно, он и не врёт. Вспомните Ледяную свадьбу, организованную Анной Иоанновной! Так что бы ей помешало запихнуть какого-нибудь карлика в паштет? Тем более что прецедент уже был. На свадьбе той же Анны Иоанновны Пётр I придумал оригинальную забаву: по его повелению испекли два огромных пирога, из которых затем выскочили обнажённые карлицы и исполнили менуэт.
Однако барон Мюнхгаузен в России не только развлекался, довелось ему и повоевать. Он был определён в специально созданный для Антона Ульриха Брауншвейгский полк, который вместе с другими русскими войсками под командованием Миниха принял участие в войне с турками.
Поход этот оказался весьма неудачным: турки, избегая генерального сражения, вымотали русскую армию, а потом, ослабленную, вынудили отступать. Герцог со своей свитой вернулся в столицу, и больше ни в какой войне Мюнхгаузен не участвовал.
Тем временем Анна Иоанновна, почувствовавшая близкую кончину, назначила своим наследником только что родившегося сына Анны Леопольдовны и Антона Ульриха. Укрепившееся на российском престоле немецкое семейство не забыло и о преданных им людях. Карьера барона пошла в гору — по приказу Антона Ульриха из корнетов его произвели в поручики, хотя на это место претендовали более десяти человек.
Но устроившая переворот и пришедшая к власти Елизавета Петровна спутала Мюнхгаузену все карты. Несмотря на то, что он избежал участи своего господина — ареста и ссылки — и продолжил служить, чина подполковника и выгодную отставку он не получил. Да и домашние дела — раздел имущества с братьями — звали его на родину.
Вернувшись в Боденвердер, барон поселился в небольшом, доставшемся ему в наследство поместье и больше уже никуда не выезжал. Тем более что места эти были полны дичи, а охоту Мюнхгаузен страстно любил.
Целые дни он проводил в седле, гоняясь за утками и зайцами, а вечером приглашал гостей в павильон, построенный им в саду, и рассказывал им истории о своей жизни в России. Возможно, он и не привирал, но те, кто его слушал и при этом никогда не был в нашей стране, воспринимали его рассказы как байки. Так и пошли гулять слухи о великом фантазёре бароне Мюнхгаузене и «его павильоне лжи», а Рудольф Эрих Распе, безусловно, добавив много собственных подробностей, увековечил его в литературе.
Сегодня имя жившего триста лет назад человека стало нарицательным, а истории, рассказанные о нём писателем, обрели невероятную популярность. Ведь о бароне Мюнхгаузене не только написаны книги, но и сняты фильмы и мультики, ставятся спектакли, ему открывают памятники. А в медицине есть даже синдром Мюнхгаузена, при котором человек склонен к глобальным преувеличениям. И ни один из других литературных лжецов не добился большего успеха!
Литература:
Слава и позор барона Мюнхгаузена
Мюнхгаузен, Карл Фридрих Иероним фон
Правда о бароне Мюнхгаузене http://www.kursivom.ru/
Спасибо, что дочитали статью, поставили лайк и подписались на блог.👌
Читайте также:👇
Несерьёзный серьёзный Чехов: уникальное хобби писателя
«Тимур и его команда»: за что ополчились на книги Аркадия Гайдара