С самых ранних лет общество твердит нам о различиях между мальчиками и девочками.
Однако именно в современном обществе, в условиях смешения ролей и тенденции к равноправию все четче встает вопрос о влияние нашего пола на психику и развитие.
Заинтересовавшись особенностями различных функций в зависимости от пола ребенка, мы провели нейропсихологическое обследование, направленное на изучение слуховых функций. Наша выборка состояла из 40 детей младшего школьного возраста. Из них 22 мальчика и 18 девочек. . Мы выдвинули гипотезу о том, что на сформированность функций переработки слуховой информации в младшем школьном возрасте будет влиять пол ребенка, и что у девочек слуховые функции будут находиться на более высоком уровне в следствии большего влияния левого полушария.
По результатам обследования мы обнаружили, следующие данные:
- При выполнении пробы на воспроизведение ритмических структур различия касаются только критерия правильности воспроизведения ритмических структур с первой попытки. По данному критерию девочки справляются значительно успешнее, однако по другим критериям не наблюдается различий.
- В пробе на воспроизведение двух групп по три слова не было выявлено серьезных различий. У девочек лучше показатели первого и третьего воспроизведения. Мальчикам лучше дается второе и отсроченное воспроизведение, что свидетельствует о высоком уровне долговременного хранения информации и устойчивости к интерференции. К тому же у мальчиков выше показатели звуковых замен во всех воспроизведениях и показатель искажения стимульных слов, чем у девочек. А у девочек в свою очередь, выше показатели по критериям вплетения посторонних слов или контаминаций, выше показатель горизонтальных повторов и большее количество пропущенных слов во всех воспроизведениях, чем у мальчиков.
- В пробе на понимание слов близких по значению, у девочек лучше показатели, чем у мальчиков. А мальчики более успешны в пробе на понимание слов, близких по звучанию. Но так как, показатели, полученные в результате проведения данных проб, не являются статистически значимыми, то мы можем говорить о том, что пол ребенка не влияет на фонематический слух и слухоречевую память.
- По результатам проб на составление рассказа по серии сюжетных картинок и пересказа текста "Галка и голуби" показатели девочек статистически выше, чем мальчиков. От чего, мы можем сделать вывод, что пол ребенка влияет на лексическое оформление текста.
Таким образом, подводя итоги мы обнаружили больше сходства между детьми разного пола и лишь незначительные различия существуют в обработке слуховой информации. Девочки лучше обрабатывают неречевую слуховую информацию, в частности они успешнее воспроизводят ритмические структуры. Различия между мальчиками и девочками касаются также качества переработки слухоречевой информации, что проявляется в лучшем лексическом оформлении связного высказывания у девочек.