Найти тему
Зелёнка

Как же всё-таки правильно: Пикассо́ или Пика́ссо?

Мое "поколение Pepsi" помнит песню Евгения Осина из девяностых "Портрет работы Пабло Пикассо" где ударение в фамилии художника четко ставится на последний слог. Сейчас всё чаще слышу произношение "Пика́ссо":

У каждой картины Пика́ссо
В музее стоял я по часу.

Как же всё-таки правильно? Неужели на эстраду закралась позорная ошибка?

Евгений Осин и один из портретов работы Пабло Пикассо
Евгений Осин и один из портретов работы Пабло Пикассо

Чтобы узнать ответ на этот вопрос, пройдемся по верхам биографии нашего сегодняшнего героя. 19 лет своей жизни он провел в родной Испании, здесь произнес свое первое слово "карандаш", написал первую картину маслом в 8 лет, учился в школе искусств, изучал коллекцию Музея Прадо, провел две первые выставки в барселонском кафе.

В соответствии с испанскими нормами произношения его называли "Пика́ссо". Ну не говорить же "Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо" — так звучало полное имя юноши. Полагаю, слов в имени больше, чем искусствоведов, которые могут по памяти его воспроизвести.

Испанский вариант с ударением на втором слоге предлагается как безукоризненно верный в "Словаре собственных имен русского языка" Ф.Л. Агеенко. Казалось бы, всё однозначно...

Но не будем обвинять Евгения Осина в безграмотности. На двадцатом году своей жизни молодой человек отправился во Францию покорять Париж (забегая вперед, скажем, что ему это удалось). Пабло оставил на родине и ударную "а́" вместе с риохским вином, фламенко и тортильей.

Так что аккурат с XX века "Буэнос диас" превратилось для художника в "Бонжур", а "Пика́ссо" в "Пикассо́". С легкой руки и картавого языка французов, ведь они всегда акцентируют последний слог слова.

Под этой фамилией художник пережил все следующие этапы своего творчества. Судьбоносное знакомство с импрессионистами. "Голубой" и "розовый" периоды. Рождение кубизма. Сотрудничество с нашим соотечественником Дягилевым в оформлении "Русских балетов". Сюрреализм и агонирующие предвоенные и военные годы с их "Герникой". Увлечением керамикой на закате жизни... Всё это — под ударной "о́".

Итак, в Испании талант Пика́ссо появился на свет, во Франции гений Пикассо́ явил себя свету. Какое из этих двух событий ключевое? С тем же успехом можно спорить о том, что важнее: Рождество или Воскресение... Так что ошибки в песне нет, оба варианта допустимы!

Понравилась статья и мой блог? Буду благодарна за любую финансовую помощь в развитии канала. Даже небольшие пожертвования помогают блогу жить! Перевод можно сделать с карты, яндекс-кошелька и счета мобильного телефона: