Найти тему

Жизнь в облаках Венеры мы представляем себе с 60-х годов.

Международная группа ученых обнаружила в атмосфере Венеры фосфан-газ, вырабатываемый на земле живыми организмами. Они еще не могут объяснить его присутствие иначе, как возможным существованием жизни. Как выглядела бы жизнь на Венере и почему ближайшая к Земле планета стоит в тени Марса с точки зрения исследований внеземной жизни?.

Фосфан-это газ, вырабатываемый организмами в среде, бедной кислородом. Разве он не мог попасть на Венеру каким-нибудь другим способом, например, при падении метеорита?

Сами исследователи, опубликовавшие находку, пытались найти какое-то другое объяснение. Они исследовали, не возникал ли фосфан, например, во время активности молнии, которая с большой вероятностью может возникнуть на Венере. Метеорит тоже был одним из вариантов. Однако в последнее время мы не наблюдали падения метеорита.

Дело в том, что ничто не может объяснить большое количество фосфана, которое было измерено. Фосфан должен очень быстро разлагаться в атмосфере Венеры, поэтому его надо как-то постоянно пополнять.

Но это не значит, что фосфан появился там в результате деятельности какой-то жизни.

А почему бы и нет?

Есть одно возможное объяснение. До сих пор относительно мало известно об атмосфере и поверхности Венеры. Может оказаться, что существует какая-то химическая реакция, в результате которой образуется фосфан.

Кроме того, поведение фосфана в условиях, подобных тем, которые преобладают на Венере, неизвестно. Атмосфера планеты очень плотная и горячая, температура поверхности около 470 градусов по Цельсию и давление 90 атмосфер земли. Это экстремальные условия по сравнению с Землей.

Объяснения, которые мы можем придумать до сих пор, недостаточны. Однако это еще не доказательство существования жизни. Чтобы подтвердить его существование, необходимо было бы послать зонд непосредственно на Венеру и составить карту, откуда поступает фосфан.

Фосфан не является исключительным газом в Солнечной системе. На Венере это неожиданно, потому что она разлагается в тамошних условиях. Где еще встречается фосфан?

На Венере для него нет подходящих условий. Фосфан распространен на газовых гигантах, таких как Юпитер и Сатурн. На земных планетах (планетах, значительно похожих на Землю, ред.) это исключительное явление. На Земле Он производится жизнью, возможно, человеческой промышленной деятельностью.

Венера - это лаборатория за гумном

Открытие фосфана на Венере описывается как сенсация. Вы говорите, что это не доказательство жизни. Что такое открытие означает для астробиологии?

Это захватывающее открытие. Это далеко не окончательное доказательство существования жизни, но все же чрезвычайно интересный шаг. Даже если окажется, что фосфан производит там какой-то независимый от жизни процесс, это значительно продвинет наши знания о химических признаках жизни на других планетах.

С помощью предстоящих телескопов, таких как телескоп Джеймса Уэбба, мы сможем хотя бы в общих чертах определить состав атмосфер экзопланет - планет вокруг других звезд, которые по своему весу и размерам похожи на Землю. Для этой цели было предложено много химических веществ, которые указывали бы на присутствие жизни. И фосфан-один из них.

Так что если Венера, такая лаборатория прямо у нас на задворках страны, поможет гораздо лучше понять, как ведет себя фосфан в этих условиях, то это будет здорово не только для познания нашего соседа, но и просто для познания планет вокруг других звезд.

В поисках внеземной жизни обычно ищут следы воды или кислорода. Разве на Венере нет ничего подобного?

Ни газ, ни кислород, ни Озон, которые у нас есть на Земле, не являются 100% доказательством жизни. На некоторых планетах земного типа вокруг других звезд даже кислород может возникать абиотически, то есть без присутствия жизни. Сама Венера, возможно, ранее имела значительное количество кислорода в атмосфере, но если это было так, это не обязательно означало, что там была жизнь.

Может быть, нечто подобное открытию фосфана на Венере уже появилось в нашей системе?

Это можно сравнить с открытием метана на Марсе, который был обнаружен там независимо несколькими зондами. Оказалось, что его концентрация меняется в течение марсианского года. Здесь, на Земле, мы знаем целый ряд организмов, которые производят метан. Однако, в отличие от фосфана, мы знаем и другие способы получения метана. Например, гидротермальная активность на Марсе, вулканическая активность, грязевые вулканы и тому подобное. Мы еще не знаем о подобных процессах в фосфане на Венере.

В космосе мы обычно ищем жизнь такой, какой знаем ее с Земли. Означает ли это, что в случае Венеры мы встретим жизнь, с которой еще не сталкивались?

Эта жизнь не обязательно будет очень экзотической. С 60-х годов. в 2000-х годах различные ученые, начиная с Карла Сагана, изучали, как может выглядеть жизнь в облаках Венеры. И именно в облаках преобладают условия, относительно схожие с земными. Они отличаются от крайностей, царящих на поверхности Венеры.

На высоте от 40 до 60 километров над поверхностью Венеры температура колеблется примерно между 60 и минус 30 градусами Цельсия, давление составляет около одной земной атмосферы. Это условия, прекрасно совместимые с жизнью, как она есть на земле.

Но в этих местах нет твердых поверхностей, кроме мельчайших пылинок. Вопрос в том, насколько стабильной будет такая жизнь.

Химически это очень кислый и коррозийный район, облака состоят в основном из серной кислоты. Любые организмы должны были бы выдерживать чрезвычайно кислые условия. Но на Земле мы знаем бактерии, живущие в очень низких pH в кислых и горячих источниках. Именно о них говорили как о земной модели того, что теоретически могло бы существовать на Венере.

Венера похожа по размерам и весу на землю, она также является нашим ближайшим соседом. Что мы о ней знаем?

Считается, что Венера начинала подобно Земле и имела жидкие океаны, но поскольку она расположена ближе к солнцу, то вода сильнее испарялась и возник значительный парниковый эффект. С течением времени Венера свои океаны утратила, и в течение некоторого времени имела атмосферу, богатую водяным паром, который при солнечном свете разлагался на водород и кислород. Водород, как самый легкий газ, очень легко улетучивается, и кислород может накапливаться там в течение некоторого времени. Это, конечно, гипотеза.

Венера имеет чрезвычайно медленное вращение, ее день длится дольше, чем год. Планеты с таким же медленным вращением могли бы поддерживать пригодные для жизни условия дольше, с меньшими перепадами температур. Но мы не знаем, когда и как произошло такое замедление. Чтобы узнать больше о прошлом Венеры, нам нужно вернуться туда с зондами.

Облачные города и воздушные корабли на Венере

Разве не жаль, что космические исследования сосредоточены на Марсе, когда в атмосфере Венеры теоретически еще могла существовать жизнь?

Конечно, это позор, но, чтобы быть ясным, на обеих планетах теоретически может быть жизнь. В случае Венеры в облачном слое, а на Марсе, в свою очередь, где-то под поверхностью, где вулканическая активность могла поддерживать очаги жидкой воды с условиями для жизни. Внимание к Марсу в первую очередь связано с тем, что у него есть твердая поверхность, на которую мы можем легко приземлимся и сможем исследовать ее. В этом направлении земля более похожа. В отличие от Венеры, она долгое время считалась целью высадки человеческого экипажа, что не очень возможно на Венере.

Но в 70-е. и 80. в течение многих лет существовали грандиозные планы, что люди смогут жить на Венере в воздушных кораблях и строить там облачные города. Мы можем надеяться, что подобные видения продолжат популяризировать Венеру. Я думаю, что открытие фосфана определенно имеет потенциал, чтобы вернуть Венеру в перекрестье прицела космических агентств.

С моей точки зрения, ее долгое время несправедливо игнорировали. Венера-невероятно ценная лаборатория для многих областей. Он может расчистить путь от такой планеты, как Земля, до тепличного ада, каким он является сегодня.

Вы говорите, что Венера начиналась как Земля, а сегодня это парниковый ад. Может ли он рассказать нам что-нибудь о том, как будет выглядеть будущее Земли?

Да, солнце постепенно светлеет, и Земля, вероятно, встретит судьбу, подобную Венере, через миллиард или два миллиарда лет. Но главным образом это поможет нам в исследовании экзопланет, похожих на Землю. Земля и Марс дадут нам только часть ответов, но Венера может представлять очень часто появляющиеся планеты во вселенной.

Какие еще планеты в нашей Солнечной системе важны с точки зрения поиска внеземной жизни?

Технологически проще всего добраться до Венеры и Марса, но есть и более интересные астробиологические цели. Это в основном ледяные спутники Юпитера и Сатурна, особенно Европы и Энцелада. Под их ледяной корой находятся океаны жидкой воды. И, вполне возможно, с условиями для жизни. Но опять же, это те места, куда мы должны вернуться, чтобы узнать больше о тамошних условиях. У нас недостаточно информации от зондов "Галилео" и "Кассини".

Таких лун больше, и поэтому они являются относительно распространенными средами в нашей Солнечной системе. Вполне возможно, где-то еще во вселенной. Можно ожидать, что другие газообразные планеты, удаленные от своих звезд, также будут иметь богатые льдом спутники и, возможно, жидкую воду под ними. Возможно, это самая распространенная среда для жизни, какой мы ее знаем во всей вселенной. Незначительный недостаток состоит в том, что здесь нет атмосферы - все запечатано под ледяной коркой - и для нас это невозможно в других системах на удаленном мониторе. Жизнь на подобных телах в других системах трудно обнаружить. Поэтому экзопланеты того же типа, что Земля и Венера, для нас более интересны.

Наука
7 млн интересуются