Найти тему
Знание — сила

Линейная перспектива. Что это?

Линейная (или геометрическая) перспектива — это способ создать иллюзию глубины на рисунке. Методы реалистичной передачи трехмерных объектов на двумерной плоскости впервые разработаны в Италии в XV в.

Книга «Руководство к измерению циркулем и линейкой» Альбрехта Дюрера 1522 г. была сборником практических рекомендаций по созданию перспективных изображений в живописи. На приведенной здесь гравюре из этой книги показан процесс создания чертежа лютни.
Книга «Руководство к измерению циркулем и линейкой» Альбрехта Дюрера 1522 г. была сборником практических рекомендаций по созданию перспективных изображений в живописи. На приведенной здесь гравюре из этой книги показан процесс создания чертежа лютни.

Линейная перспектива основана на том, что по мере удаления объектов от наблюдателя они кажутся меньше, а параллельные линии и плоскости «сходятся» в одной, исчезающей точке.

Художник XIII в. н. э. Джотто часто создавал видимость глубины на картинах, используя наклонные линии. Те, что находились выше линии взгляда зрителя, были скошены вниз, те, что находились ниже линии взгляда, — вверх. От краев картины линии устремлялись к центру.

Диаграмма французского монаха, художника и математика XVII в., Жана-Франсуа Нисерона, показывает, как в перспективном изображении параллельные прямые сходятся в исчезающей точке.
Диаграмма французского монаха, художника и математика XVII в., Жана-Франсуа Нисерона, показывает, как в перспективном изображении параллельные прямые сходятся в исчезающей точке.

Первым математическое понимание перспективы продемонстрировал итальянский зодчий Филиппо Брунеллески (одна из его работ — купол кафедрального собора Флоренции Санта-Мария-дель-Фьоре, или Дуомо). Он рассчитал соотношение между фактической длиной объекта и тем, как изменяется воспринимаемая длина по мере удаления от наблюдателя.

Шедевры

Другой великий итальянский архитектор Леон Баттиста Альберти первым записал свои идеи о линейной перспективе в трактате 1435 г. Della Pittura («О живописи»). Альберти разработал идею визуальной пирамиды. Начальная ее точка — апекс (вершина) — находится «в глазу» наблюдателя, а стороны вытянуты вовне от апекса по «краям» поля зрения. Картину можно представить как плоскость, пересекающую визуальную пирамиду, а ее апекс — идеальной точкой для наблюдения.

Исчезающая точка схождения линий «за» картиной представляется удаленной от плоскости картины настолько же, насколько от нее удален апекс, находящийся перед ней. Художники должны были представлять свой холст своего рода окном, сквозь которое наблюдатель видит визуализируемое пространство. Линия горизонта пересекает полотно на уровне глаз наблюдателя, а точка схождения находится примерно посередине этой линии. Такая техника называется «прямой перспективой», или перспективой, сведенной в одну точку.

Наиболее «математическое» описание свойств перспективы в эпоху Ренессанса (XV в.) дал Пьеро делла Франческа, ведущий математик и выдающийся художник своего времени. Он вывел математические формулы для расчета размеров объекта на холсте в зависимости от его удаления от наблюдателя. Кроме того, он разработал систему отображения сложных объектов, используя две линейки: одну — для измерения ширины, другую — для измерения высоты. По сути, он создал систему координат, в соответствии с которой художник размещал фигуры на холсте.

Ганс Гольбейн был выдающимся мастером искусства перспективы. На его картине «Послы» (1533 г.) изображены два человека, окруженные атрибутами искусства и науки. Сама картина выглядит непревзойденной демонстраций способности художника реалистично передать изображение предметов и людей. Однако на переднем плане Гольбейн поместил странный, искаженный объект. Только если посмотреть на него под правильным углом (с крайней правой стороны картины), становится понятно, что это изображение человеческого черепа. Прием, использованный здесь Гольбейном, называется «анаморфоз» — намеренное искажение перспективы, позволяющее верно рассмотреть объект только с определенной позиции.
Ганс Гольбейн был выдающимся мастером искусства перспективы. На его картине «Послы» (1533 г.) изображены два человека, окруженные атрибутами искусства и науки. Сама картина выглядит непревзойденной демонстраций способности художника реалистично передать изображение предметов и людей. Однако на переднем плане Гольбейн поместил странный, искаженный объект. Только если посмотреть на него под правильным углом (с крайней правой стороны картины), становится понятно, что это изображение человеческого черепа. Прием, использованный здесь Гольбейном, называется «анаморфоз» — намеренное искажение перспективы, позволяющее верно рассмотреть объект только с определенной позиции.